О проведении проверки

202

Вопрос

В ООО на балансе 6 легковых автомобилей, которые управляются сотрудниками (именно водители отсутствуют в штате). В плане проверок на 2015 г. обнаружили, что в марте предстоит плановая проверка ГИБДД МВД России. Цель проведения проверки: федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения. До этого в организации никаких проверок не было (до 3-х лет). Машины в собственности, организация занимается покупкой и перепродажей семян и агрохимикатов (не перевозчик). Ведется журнал учета выдачи путевых листов, путевые листы, чтобы списывать бензин.  Медосмотр не проходится, механика в организации тоже нет. Чего ждать от этой проверки? Какие документы должны быть в организации? Какой штраф может грозить? Как обезопасить фирму?

Ответ

Конкретный перечень документов, которые должны быть у организации, использующей ТС в своей деятельности и не осуществляющей перевозки, законом не установлен. Учитывая, что ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, можно предположить, что в организации должны быть документы, подтверждающие выполнение указанных требований.

Так, например, согласно п. 1 ст.20 № 196-ФЗ юридические лица обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств. Учитывая изложенное, в организации необходимо вести журнал учета ДТП и нарушений ПДД.

С учетом судебной практики организация, которая не осуществляет перевозки автомобильным транспортом и в штате которой отсутствуют водители, вправе не проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Вопрос о проведении предрейсового медосмотра лиц, которые по штату не являются водителями, однако, фактически управляют транспортным средством организации является дискуссионным. С одной стороны, обязанность проводить предрейсовый медосмотр установлена в отношении лиц, работающих в качестве водителей автомобилей, что предполагает выполнение трудовой функции именно водителя (по штату). С другой стороны, контролирующие органы зачастую распространяют данную обязанность на всех лиц, выполняющих функции водителя в организации, т. е. управляющих транспортными средствами, принадлежащими организации (ст.2 № 196-ФЗ). С учетом изложенного, требование о проведении предварительных медосмотров таких водителей, при несогласии с ним, может быть обжаловано в судебном порядке.

За несоблюдение требования о проведении предрейсовых медосмотров и иных требований по обеспечению безопасности дорожного движения (если отсутствуют признаки административных правонарушений, например, 12.32, 12.32.1, 12.31 КоАП РФ) организации может грозить вынесение органом ГИБДД предписания об организации проведения медосмотров водителей или иных мероприятий. За его невыполнение организация может быть привлечена к ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Также имеется практика привлечения юр. лиц к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за необеспечение прохождения работниками указанных медосмотров.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 10.12.1995196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

«Статья 2. Основные термины

водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя*.

Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.*

Статья 23. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения

1. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:

обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры;

3. Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.

Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.»

2.Письмо Росздравнадзора от 12.03.201401И-271/14 «О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения»

«Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортных средств и в целях осуществления перевозки.»

3.Постановление ФАС СЗО от 25.11.2013А56−78601/2012

«В ходе судебного разбирательства суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что пункт 2 оспариваемого предписания, возлагающий на Общество обязанность издать приказ по предприятию о закреплении транспортных средств, принадлежащих Обществу, за персоналом, эксплуатирующим машины, правомерен, поскольку закрепление необходимо для упорядочения пользования транспортными средствами.

Кассационная инстанция считает данный вывод судов ошибочным, поскольку в предписании отсутствует ссылка на нормативно-правовой акт, который бы содержал положения, предписывающие юридическим лицам издавать приказ по предприятию о закреплении транспортных средств за персоналом, эксплуатирующим автомашины, принадлежащие предприятию.

Отсутствие данной ссылки на норму права не позволяет считать пункт 2 оспариваемого предписания законным.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций неправомерно отказали Обществу в признании недействительным пункта 2 предписания ОГИБДД от 17.12.2012 № 24.

Суды также пришли к выводу о том, что пункт 3 спорного предписания, возлагающий на Общество обязанность организовать проведение медицинских осмотров лиц, допускаемых к управлению транспортными средствами, принадлежащими ООО „МВ Евродиск“, является правомерным, поскольку указанная в нем обязанность прямо предусмотрена пунктом 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ.

Кассационная инстанция не принимает данный довод жалобы в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно пункту 3 спорного предписания административный орган предписал Обществу организовать проведение медицинских осмотров лиц, допускаемых к управлению транспортными средствами, принадлежащими ООО „МВ Евродиск“, на основании пункта 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в числе прочего организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Таким образом, из положений пункта 1 статьи 20 и пункта 1 статьи 23 Закона N 196-ФЗ следует, что медицинские осмотры проводятся в отношении водителей.

В данном случае из материалов дела не следует, что в штате ООО „МВ Евродиск“ имеются водители.

В связи с указанными обстоятельствами суды неправомерно отказали в признании недействительным пункта 3 оспариваемого предписания.

Кроме того, суды, ссылаясь на пункты 1 и 2 статьи 16 и пункт 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ, исходили из того, что пунктом 9 оспариваемого предписания в той части, в которой оно не признано недействительным судом первой инстанции, на Общество правомерно возложена обязанность по организации и проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

Кассационная инстанция считает ошибочными указанные выводы судов в силу следующего.

В пункте 9 оспариваемого предписания ОГИБДД, ссылаясь на пункт 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ, поручило Обществу организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны, в том числе организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

В данном случае административный орган предписал Обществу выполнить предусмотренную пунктом 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ обязанность по организации и проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

Между тем данная обязанность возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом. Из материалов дела не следует, что Общество осуществляет деятельность по перевозке автомобильным транспортом*.

В связи с указанными обстоятельствами суды неправомерно отказали в признании недействительными пункта 9 (в части проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств) предписания ОГИБДД от 17.12.2012 № 24.»

4.Решение Московского городского суда от 18.07.2012 № 7−1369/2012

«Как установлено судом ООО «ДЛ-***" нарушило требование законодательства о труде и об охране труда, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, а именно: в обособленном структурном подразделении ООО «ДЛ-***" - Филиал ООО «ДЛ-***" в г. Москве на участке выполнения работ по адресу: ***, не обеспечивается безопасное производство работ без прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, устанавливающих состояние здоровья водителей, а также наличия алкогольного опьянения, чем нарушаются требования ст. 212 Трудового Кодекса Р. Ф. и ст. 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 01.12.1995 года, а данный вид работ представляет непосредственную угрозу жизни и здоровья работающих лиц.»

15.01.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль