Снижение или отмена гарантий и компенсаций

399

Вопрос

В силу положений части 3 статьи 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ при реализации в соответствии с ТК РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия, на их здоровье вредных факторов производственной среды и трудового процесса, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на  01.01.2014 при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. В настоящее время в связи с реорганизацией предприятия и введением новых рабочих мест кондукторов автобуса произведена специальная оценка условий труда кондукторов автобусов. По результатам, которой кондукторы автобусов, принятые на руботу после 01.01.2014, не имеют права на дополнительный отпуск за вредные условия труда. А кондукторы троллейбусов, рабочие места которых аттестованы до 01.01.2014, будут продолжать пользоваться дополнительными отпусками за вредные условия труда. В сентябре 2015 года истекает 5-летний срок, со дня проведения аттестации рабочих мест кондукторов троллейбусов. Будут ли результаты специальной оценки условий труда кондукторов троллейбусов основанием для пересмотра их права на дополнительный отпуск за вредные условия труда, установленный по результатам аттестации рабочих мест, если итоговый класс (подкласс) не изменится? Ограничен ли срок действия указанных компенсаций переходными положениями ст. 15 ФЗ № 421-ФЗ, т. е. 31.12.2018?

Ответ

Если итоговый класс по результатам спецоценки не изменится, то снижение компенсаций недопустимо. Срок действия компенсаций переходными положениями ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ не ограничен.

Если же условия работы окажутся лучше, то можно будет изменить размер компенсаций. Улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (п. 12 Информации Минтруда Р. Ф. от 29.10.2014). Гарантии и компенсации работникам в таком случае должны быть предоставлены в соответствии с действующими нормами Трудового кодекса РФ, а именно: абз. 5 ч. 1, ч. 2 ст. 92, ст. 117, ст. 147 ТК РФ.

Если в ходе спецоценки условия труда на ранее аттестованных рабочих местах будут признаны безопасными, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. Такой вывод следует из содержания ч. 4 ст. 219 ТК РФ.

Снижение или отмена гарантий и компенсаций повлечет изменение обязательных условий трудового договора. Оно возможно по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ) либо в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ для ситуаций, когда организационные или технологические условия труда изменились.

Как было сказано, объем гарантий и компенсаций определяется по результатам специальной оценки условий труда. Но даже если она запланирована на 2015 или 2017 год, то работнику все равно нужно компенсировать работу во вредных или опасных условиях. Для определения их объема стоит использовать результаты ранее проведенной аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Более того, в ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ заложен принцип не ухудшения положения работника. Если на 1 января 2014 года ему предоставляются гарантии и компенсации в большем размере, чем это предусмотрено новой редакцией Трудового кодекса РФ, то их размеры не могут быть снижены при условии сохранения соответствующих условий труда. Например, работодатель, применявший все три вида компенсаций в отношении рабочих мест со 2 подклассом вредности, не сможет с принятием Закона № 426-ФЗ отменить сокращенную рабочую неделю.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест. Плюсы и минусы новых правил

«С января 2014 года вступил в силу порядок оценки условий труда на рабочих местах, который заменил ранее действовавшую систему аттестации рабочих мест. Во многом обе процедуры совпадают: работодателю также придется привлечь специальную организацию, которая вместе с представителями компании установит степень воздействия вредных и опасных факторов на работников. По общему правилу полученные результаты будут действительны в течение 5 лет, после чего процедуру придется повторить. Но если компания провела аттестацию рабочих мест до 31.12.2013 (включительно), то при прочих равных оценку можно отложить на 5 лет со дня завершения аттестации. Поскольку все эти мероприятия платные и осуществляются за счет работодателя, то очевидно, что компания заинтересована провести их с минимальными затратами, особенно в отношении тех рабочих мест, где вредные или опасные факторы на сотрудников не воздействуют. Речь идет об офисных рабочих местах. Новый закон формально такую возможность дает. Он предусматривает процедуру идентификации, в рамках которой сравниваются условия работы в компании с перечнем опасных и вредных факторов, который утвержден Минтрудом России. Если такие факторы не будут выявлены, то компания сможет подать декларацию соответствия рабочего места государственным нормативным требованиям. Это существенно сэкономит деньги и время. Если же вредные и (или) опасные факторы в компании есть, то после дополнительных исследований и (или) измерений работникам нужно установить и повышенную зарплату, и (или) дополнительный отпуск, и (или) сокращенный рабочий день. Все три вида компенсаций предоставляются работникам, занятым на опасных работах, и тем, у кого повышенные классы вредности. Отметим, что если компания будет проводить оценку в будущем, то за работниками все равно сохраняются компенсации, установленные после ранее проведенной аттестации рабочих мест, если размеры таких компенсаций выше, чем полагается по результатам оценки.

На поэтапную специальную оценку условий труда отводится 5 лет

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426- ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426- ФЗ).

Ранее условия труда на рабочих местах оценивались на основании Порядкапроведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее — Порядок проведения аттестации). И при реализации данного Порядка работодатели на практике нередко сталкивались со сложностями при определении сроков ее проведения.

Теперь неясности сняты, так как Закон № 426- ФЗ достаточно четко устанавливает соответствующие сроки, включая сроки проведения оценки ранее не аттестованных рабочих мест (см. таблицу № 1 на стр. 40).

Можно выделить три вида специальной оценки труда: первоначальную, очередную и внеплановую.

Первоначальная оценка условий труда. В связи с вступлением в силу Закона № 426- ФЗ многие компании ожидает первичная оценка условий труда на рабочих местах по новым правилам. Ранее вредные факторы выявлялись аттестацией рабочих мест. Оценивать условия труда будет работодатель и специальная организация, отвечающая определенным требованиям, с которой работодатель должен заключить гражданско-правовойдоговор (ч. 2 ст. 8, ст. 19 Закона № 426- ФЗ).

Если организация провела аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, то оценку можно отложить на 5 лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426- ФЗ). Исключение составляют ситуации, перечисленные в ч. 1 ст. 17 указанного закона, когда условия труда нужно оценить внепланово, например, при введении в эксплуатацию нового рабочего места или после несчастного случая.

Оценивать условия труда сразу на всех рабочих местах в большинстве случаев не обязательно. Это можно сделать поэтапно: в первую очередь уделить внимание производственным подразделениям, а затем административно-управленческому персоналу. Такая возможность предусмотрена ч. 6 ст. 27 Закона № 426- Ф. З. Главное — уложиться в срок до 31 декабря 2018 года.

Впрочем, указанной нормой сделано исключение. Если сотрудник трудится во вредных или опасных условиях труда (по результатам ранее проведенной аттестации), либо его профессия включена в список работ, на которых пенсия назначается досрочно, то можно сделать вывод о том, что оценка должна проводиться сразу, без разбивки на этапы. Такое рабочее место подлежит оценке через 5 лет после аттестации.

На практике возможна ситуация, когда работодатель, несмотря на требование закона об обязательной аттестации рабочих мест, ее не провел (например, этому помешали финансовые трудности). В этом случае специальную оценку рабочих мест, созданных до 01.01.2014, можно проводить поэтапно до 2018 года.

Очередная оценка условий труда. Как и ранее, условия труда на рабочих местах, по общему правилу, нужно оценивать периодически, как минимум один раз в 5 лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426- ФЗ). Конечно, компания вправе организовывать проверку и чаще. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей специальной оценки условий труда. В силу ч. 3 ст. 8 Закона № 426- ФЗ полномочия по разработке методики ее проведения возложены на Минтруд России. Методика утверждена 24.01.2014.

Таблица № 1. Сроки проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест

Вид оценки/ дополнительные условия Сроки проведения оценки Сроки проведения аттестации
Первоначальная
Оценка проводится впервые* (аттестация ранее не проводилась) Поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 Не были установлены
Оценка проводится впервые (аттестация ранее проводилась) Через 5 лет со дня завершения аттестации
Очередная
Очередная оценка (если первоначальная оценка выявила вредные и/или опасные факторы) Не реже 1 раза в 5 лет Не реже 1 раза в 5 лет
Очередная оценка (если при первоначальной оценке не были выявлены вредные и опасные факторы) Не проводится** Не требовалась
Внеплановая
Проводится при наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 17 Закона № 426-ФЗ В течение 6 месяцев со дня наступления указанных случаев Не позднее 1 года с момента создания нового рабочего места

* Распространяется на рабочие места, существующие по состоянию на 01.01.2014.
** Отсутствие вредных и опасных факторов позволяет задекларировать условия труда как допустимые.

До проведения оценки работодателю нужно выполнить следующие подготовительные мероприятия (ст. 9 Закона № 426- ФЗ):

  • создать комиссию. В ее состав можно включить любое количество членов, но их должно быть нечетное число. Конкретный состав комиссии и порядок ее деятельности утверждается приказом;
  • утвердить перечень рабочих мест, на которых будет осуществляться оценка условий труда, и график ее проведения. В перечне нужно отметить аналогичные рабочие места, то есть однотипные по условиям размещения в помещении выполняемым работниками функциям, и некоторым другим факторам. Определение таких рабочих мест приведено в ч. 6 ст. 9 Закона № 426- ФЗ.

Далее выполняется идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Впрочем, в некоторых случаях она не требуется, например, если должность предполагает досрочное назначение пенсии (ч. 6 ст. 10 Закона № 426- ФЗ). Идентификация представляет собой процедуру, которая выявляет наличие на рабочем месте факторов, указанных в классификаторе как вредные и (или) опасные. Если идентификация выявила вредные или опасные производственные факторы, то их исследуют и измеряют в порядке, установленном ст. 12 Закона № 426- ФЗ.

По результатам оценки организация, которая ее проводила, составляет отчет. В него включаются сведения, определенные ст. 15 Закона № 426- ФЗ, например, перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, протоколы проведения исследований, перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников и др. Отчет подписывают все члены комиссии. После этого работодателю нужно ознакомить работников под роспись с результатами оценки и разместить сводные данные об этих результатах на официальном сайте (при наличии) в сети Интернет. На это отводится 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении оценки (части 5, 6 ст. 15 Закона № 426- ФЗ).

Внеплановая оценка условий труда. Случаи, когда проводится внеплановая оценка условий труда, перечислены в ст. 17 Закона № 426- Ф. З. Необходимые мероприятия проводятся в течение 6 месяцев со дня наступления любого случая из указанной нормы. Внеплановая оценка потребуется, если:

  • введено в эксплуатацию вновь организованное рабочее место;
  • получено предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки. Его выдадут, если в ходе проверки вскроются нарушения требований Закона № 426- ФЗ ;
  • заменено производственное оборудование, сменился состав используемых материалов или сырья либо изменились средства индивидуальной и коллективной защиты. Оценка нужна, если подобные изменения могут сказаться (положительно или отрицательно) на условиях труда работника;
  • произошел несчастный случай на производстве или у работника выявлено профессиональное заболевание из-за воздействия на него вредных и (или) опасных производственных факторов. Исключение — несчастный случай по вине третьих лиц; в таком случае внеплановая оценка не требуется;
  • внесено мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников о проведении внеплановой оценки.

Отдельно стоит отметить последнюю ситуацию. Из формулировки этого условия следует, что профсоюз должен обосновать свое предложение. Отметим, что ранее в силуп. 47 Порядка проведения аттестации профсоюз не обязан был обосновывать свое обращение к работодателю.

Вместе с тем не ясно, какие причины послужат достаточным основанием для проведения внеплановой оценки, и как работодатель сможет определить, является ли предложение профсоюза мотивированным. При этом предложения могут выдвигать любые первичные профсоюзные организации независимо от количества их участников. Очевидно, что указанные широкие права профсоюза могут привести к злоупотреблениям с его стороны и, как следствие, серьезным затруднениям в деятельности предприятия и дополнительным затратам со стороны работодателя.

В то же время стороны не лишены возможности самостоятельно определить порядок действий в случае возникновения подобной ситуации. Чтобы минимизировать разногласия по указанным вопросам, детализированный порядок подачи мотивированного предложения можно включить, например, в коллективный договор.

Офисные рабочие места можно оценить по упрощенной системе

Несмотря на то, что специальная оценка условий труда — это целый комплекс мероприятий, в некоторых случаях количество процедур можно сократить и, как следствие, минимизировать свои затраты. А иногда оценка не проводится совсем.

В частности, организация освобождается от специальной оценки условий труда, если сотрудник выполняет работу на дому или на условиях дистанционной работы (ч. 3 ст. 3 Закона № 426- ФЗ). Более того, не подлежат оценке условия труда на всех рабочих местах работодателя — физического лица, который не является индивидуальным предпринимателем.

Подобное послабление вполне логичное и объясняется объективными сложностями по проведению оценки в отношении таких категорий работников и работодателей, а также отсутствием практических возможностей у государства контролировать соблюдение требований по оценке.

До 01.01.2014 компания также могла не аттестовывать отдельные рабочие места (п. 4 Порядка проведения аттестации). Такое исключение было сделано для случаев, когда работник исключительно трудился за компьютером и (или) эксплуатировал офисную технику, в частности копировальный аппарат, либо использовал бытовую технику, не задействованную в технологическом процессе производства.

Несмотря на эту норму, для большинства офисных компаний ничего не изменилось. Аттестацию, как и прежде, приходилось проводить на рабочих местах бухгалтеров, кадровых работников, секретарей, администраторов, редакторов и корректоров, чьи обязанности, на первый взгляд, не связаны с вредной работой. На эту необходимость неоднократно указывал Минтруд России в своих письмах (от 01.03.2013 № 15−1/3012126−117, от 08.04.2013 № 15−1-859). Чиновники поясняли, что поскольку работа за компьютером более 50% рабочего времени означает обязательный медицинский осмотр, то и аттестация такого рабочего места нужна. В качестве основания приводилиподп. «а» п. 8 Порядка проведения аттестации, п. 3.2.2.4 Перечня (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н).

В Законе № 426- ФЗ для офисных рабочих мест не сделано исключений. Тем не менее есть вероятность, что на таких местах работодателю все-таки удастся сэкономить и не проводить дорогостоящих измерений и исследований. Это возможно в силу снижения требований к таким факторам рабочей среды, как, например, неионизирующее излучение.

Если вредных и (или) опасных факторов не будет выявлено, то оценка условий труда заканчивается декларированием соответствия условий нормативам. А это значит, что не потребуется проводить затратные исследования и изменения. Стоит ли говорить, насколько это выгодно работодателю. При этом условия труда будут считаться допустимыми, то есть с минимальным влиянием таких факторов на работника. Отметим, что ранее, при проведении аттестации аналогов декларирования не было. Подобное условие можно без сомнения считать выгодным для работодателя.

Чтобы работодатель мог задекларировать условия труда на определенном рабочем месте как допустимые, ему нужно выполнить следующие действия.

Во-первых, провести идентификацию. Для этого сверяются факторы производственной среды и трудового процесса на рабочем месте с теми, которые указаны в классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов. Порядок идентификации, а также условия, при которых она не проводится, закреплены в ст. 10Закона № 426- ФЗ.

Если вредные и (или) опасные факторы обнаружатся, то придется организовать исследования и измерения. В этом случае декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда невозможно.

Во-вторых, подать в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 11 Закона № 426- ФЗ).

Реализовать такую возможность компании смогут на основании утверждаемых Минтрудом России классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, а также формы и порядка подачи декларации соответствия.

Срок действия декларации — 5 лет. Исчисляется он со дня утверждения отчета о проведении оценки (ч. 4 ст. 11 Закона № 426- ФЗ). В большинстве случаев этот срок будет автоматически продлен еще на 5 лет, но некоторые обстоятельства могут этому помешать. Действие декларации прекратится, если:

а) с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация соответствия нормативам, произошел несчастный случай на производстве. Отметим, что действие декларации прекратится даже если такой случай произойдет не по вине компании, а из-за небрежного поведения самого сотрудника, (например, случайное падение и получение повреждения из-за невнимательности). В тоже время декларация останется в силе, если несчастный случай на производстве произойдет по вине третьих лиц;

б) у работника выявлено профессиональное заболевание по причине воздействия на него вредных и (или) опасных производственных факторов.

Помимо прекращения действия декларации, в обоих случаях на основании ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ придется провести внеплановую специальную оценку условий труда.

Не исключено, что внеплановая оценка не выявит вредные и опасные факторы. В таком случае работодатель снова сможет задекларировать условия труда на соответствующем рабочем месте без проведения дополнительных затратных процедур (измерений, исследований, испытаний). Оформить результаты этой оценки можно в упрощенном порядке, указав только минимум необходимой информации.

14.01.2014



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.