ООО в РФ. 95% долей принадлежит нерезиденту юридическому лицу, 5% долей резидент (гражданин РФ

186

Вопрос

ООО в РФ. 95% долей принадлежит нерезиденту юридическому лицу, 5% долей резидент (гражданин РФ - физ. лицо). Физ. лицо решило продать свои 5% нерезиденту (владельцу 95%). Возможна ли такая продажа? Возможна ли деятельность в РФ ООО с полностью иностранным капиталом, если да, то какие существуют особенности?

Ответ

Согласно абз. 2 п. 4 ст. 66 ГК РФ участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.

 

Абзацем 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ также предусмотрено: в случаях, предусмотренных ГК РФ, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником..

Пунктом 2 ст. 88 ГК РФ определено, что общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного лица, в том числе при создании в результате реорганизации.

Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Аналогичные положения отражены в ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью (далее — Закон № 14-ФЗ).

Положения ст. 66 ГК РФ не содержат запрета на участие в ООО исключительно иностранных юридических лиц. Единственное ограничение, предусмотренное ГК РФ, — хозяйственное общество, состоящее из одного лица, не может быть единственным участником ООО.

Пунктом 7 ст. 11 Закона № 14-ФЗ определено, что особенности учреждения общества с участием иностранных инвесторов определяются федеральным законом.

Согласно преамбуле ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон № 160-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Согласно абз. 4 ст. 2 Закона № 160-ФЗ прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 ст. 20 Закона № 160-ФЗ установлено, что создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, Закон № 160-ФЗ также не содержит каких-либо ограничений на возможность создания и деятельности в РФ ООО исключительно с участием иностранного юридического лица.

Исходя из вышеизложенного, участник ООО, гражданин РФ вправе продать свою долю другому участнику, иностранному юр. лицу на основании ст. 8 Закон № 14-ФЗ, согласно которой участники общества вправе: продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества либо другому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества;

выйти из общества путем отчуждения своей доли обществу, если такая возможность предусмотрена уставом общества, или потребовать приобретения обществом доли в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

Деятельность в РФ ООО с полностью иностранным капиталом возможна.

Правовой режим для ОООс полностью иностранным капиталом тот же, что и для ООО с участием иностранной организации, владеющей 95% долей.

Согласно п.2 ст. 4 Закона № 160-ФЗ, изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЗО от 04.04.2005 № А21-5530/04-С1

«По мнению инспекции, общество не имело права в I квартале 2004 года применять льготы, предоставленные региональным и местным законодательством, поскольку Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ действие льготы с 1 января 2004 года прекращено.

Кассационная инстанция считает, что в данном случае позиция инспекции является ошибочной, поскольку ею не учтен длящийся характер налоговых правоотношений, возникших до введения в действие статьи 3 Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ. Это обусловлено выводами из статей 8 (часть 1), 15 (части 1 и 3), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации: началами обеспечения стабильности правовых условий хозяйствования, предполагающими поддержание доверия участников хозяйственной деятельности к закону и действиям государства, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдение принципов справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм с распространением этих изменений на ранее возникшие длящиеся налоговые отношения. Данная позиция подтверждается определением Конституционного суда Российской Федерации от 01.07.99 N 111-О, согласно которому изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся отношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.

Аналогичная правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации изложена и в определении от 07.02.2002 N 37-О.

В постановлении от 06.06.2002 N 161/00 Высший арбитражный суд Российской Федерации* также указывает на то, что ухудшение положения налогоплательщика означает по существу придание новым условиям уплаты налогов обратной силы применительно к длящимся правоотношениям, возникшим со дня введения в действие налогового регулирования, что не согласуется с Конституцией Российской Федерации (статья 57) и Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 5) в той мере, в какой новое регулирование ухудшает положение конкретного налогоплательщика.

При этом в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 09.07.99 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон N 160-ФЗ) к иностранному инвестору применяется принцип защиты от ужесточения национального законодательства, регулирующего режим инвестиций в течение конкретного периода.

Согласно уставу общество образовано в соответствии с Законом N 160-ФЗ, его единственным учредителем является иностранное юридическое лицо. Следовательно, налогоплательщик является коммерческой организацией с иностранными инвестициями и на него распространяется действие указанной выше нормы Закона N 160-ФЗ*.

Поэтому кассационной инстанцией признан правомерным вывод судов о том, что у инспекции отсутствовали основания для доначисления налога на прибыль и привлечения общества к ответственности.

Таким образом, обжалуемое решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены не имеется.

При вынесении настоящего постановления суд кассационной инстанции обращает внимание и на то, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для наложения штрафа на общество за I квартал 2004 года, поскольку привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ возможно только по итогам налогового периода. Согласно статье 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Следовательно, привлечение общества к ответственности за неполную уплату налога на прибыль по итогам отчетного периода является неправомерным, в связи с чем данное обстоятельство также является основанием для признания обжалуемого решения налогового органа незаконным в части наложения штрафной санкции".

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.