Иностранный гражданин или лицо без гражданства

70

Вопрос

Российская и зарубежная организации заключили контракт. По данному контракту в служебную командировку в РФ, приехал специалист. При проверке документов оказалось, что у специалиста просрочена виза (при прохождении контроля это не было обнаружено). Не возникнут ли у российской организации какие-либо проблемы в данной ситуации?

Ответ

В указанной в вопросе ситуации имеются риски привлечения организации к административной ответственности по ст. 18.9 КоАП РФ.

Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ являются незаконно находящимися на территории РФ.

Физические и юридические лица, содействующие иностранному гражданину в незаконном въезде в РФ и незаконном пребывании (проживании) в РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В то же время, обращаем внимание, что административный орган в случае привлечения организации к административной ответственности, обязан указать, в чем конкретно выразилось содействие со стороны организации иностранному гражданину в незаконном пребывании (проживании) в РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 25.07.2002115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

«Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации

1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.»

2.Постановление Правительства Р. Ф. от 09.06.2003335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы»

«4. Виза является разрешением на въезд в Российскую Федерацию, пребывание в Российской Федерации и транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранного гражданина в течение срока действия визы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, когда иностранному гражданину в соответствии с законодательством Российской Федерации въезд в Российскую Федерацию может быть не разрешен либо не разрешается или в отношении иностранного гражданина принято решение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.»

3.Федеральный закон от 18.07.2006109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

«Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации;"

4.Федеральный закон от 15.08.1996114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

«Статья 25.10. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.*

Физические и юридические лица, содействующие иностранному гражданину или лицу без гражданства в незаконном въезде в Российскую Федерацию, незаконном выезде из Российской Федерации, незаконном транзитном проезде через территорию Российской Федерации и незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, а также транспортные или иные организации, осуществляющие международные перевозки и доставившие в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства, которые имеют неправильно оформленные документы либо не имеют установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации."*

5.Постановление 19 ААС от 24.09.2012А08−3425/2012

«Кроме того, в оспариваемом постановлении УФМС не указано, в чем конкретно выразилось содействие со стороны ООО «Харбин» гражданину Китая в незаконном пребывании (проживании) в РФ, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что административный орган не доказал нарушение заявителем положений ст. ст. 25.9, 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ.

При таких обстоятельствах основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 18.9 КоАП РФ отсутствовали.»

12.01.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.