Лицензирование деятельности лиц для получения допуска к сведениям

292

Вопрос

Может ли аудиторская фирма, не имеющая лицензию ФСБ, проверять организацию, имеющую лицензию ФСБ (организация секретной информацией не располагает)?

Ответ

Если в бухгалтерской и финансовой документации аудируемого лица сведения, составляющие государственную тайну, не содержатся, то аудиторская фирма, которая не имеет допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, аудит такой организации проводить может.

Пункт 8 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ и статья 27 Закона от 21.07.1993 № 5485−1 устанавливает необходимость получения аудитором или аудиторской организацией допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в том случае, если в бухгалтерской и финансовой документации аудируемого лица содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Лицензирование деятельности лиц для получения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, производится в соответствии с Постановление Правительства Р. Ф. от 15.04.1995 № 333.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Р. Ф. от 30.11.1995 № 1203.

Исходя из буквального толкования закона, если сведения, составляющие государственную тайну, не содержатся в бухгалтерской и финансовой документации аудируемого лица, то аудит такого юридического лица может проводить аудитор, который не имеет допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

О том, как провести аудиторскую проверку организации, читайте в рекомендации ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

Рекомендация: Как провести аудиторскую проверку в организации.

«Виды аудита

Аудит бывает двух видов*:


  • обязательный. Он представляет собой ежегодную проверку формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). О том, когда нужно проводить обязательную аудиторскую проверку, см. В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку;

  • инициативный (добровольный). Он проводится по решению собственников или руководства организации. Такая проверка может проходить, например, когда собственникам (руководителю) необходимо получить информацию о состоянии учета при смене главного бухгалтера или при получении банковского кредита.


  •  

Ситуация: может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации

Ответ на этот вопрос зависит от организационно-правовой формы организации.

В ООО по общему правилу решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников (т. е. решение должно быть принято большинством голосов) (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ)*. Однако отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (постановление ВАС РФ от 13 мая 2008 г. № 17869/07).

В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров, а определение размера оплаты его услуг рассматривается советом директоров (наблюдательном советом) организации (п. 2 ст. 86 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п. 3 ст. 85 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Кто может проводить аудит

Аудит (как обязательный, так и инициативный) могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ)*. Исключение предусмотрено только в отношении организаций, перечисленных в части 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации. Подробнее об этом см. В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку.

Требования к аудиторским организациям (аудиторам)

С 1 января 2010 года аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проводить проверки (оказывать сопутствующие аудиту услуги) только в том случае, если она является членом саморегулируемой организации аудиторов. Это следует из положений части 1 статьи 3, части 1 статьи 4, части 2 статьи 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ и разъясняется Минфином России в информационном сообщении от 1 января 2009 г.

Аудиторы (аудиторские организации, индивидуальные аудиторы) не вправе проводить проверку, если*:


  • аудитор (его руководитель или должностные лица) является учредителем (участниками, акционерами) проверяемой организации;

  • аудитор (его руководитель или должностные лица) занимает должность, ответственную за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководитель, бухгалтер);

  • аудитор (его руководитель или должностные лица) состоит в близком родстве с должностными лицами, ответственными за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководителем, бухгалтером);

  • проверяемая организация является учредителем (участником, акционером) аудитора;

  • проверяемая организация является дочерним обществом учредителя (участника, акционера) аудитора;

  • у проверяемой организации и аудитора имеются общие учредители (участники, акционеры);

  • в течение трех лет, предшествующих аудиту, аудитор вел (восстанавливал) бухучет в проверяемой организации или составлял ее финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

  • проверяемая организация является страховой компанией, с которой аудитор заключил договор страхования ответственности.


  •  

Такие требования определены в статье 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Принципы проведения аудита

Основные принципы проведения аудита установлены Правилами (стандартами), утвержденными постановлением Правительства Р. Ф. от 23 сентября 2002 г. № 696, а также ФСАД 1/2010, 2/2010 и 3/2010, утвержденными приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н. Они являются обязательными для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) могут руководствоваться рекомендациями финансового ведомства. Эти разъяснения относительно проведения аудита отчетности за 2013 год изложены в Рекомендациях Минфина России от 29 января 2014 г. № 07−04−18/01. В частности, аудиторам рекомендуется обратить особое внимание на следующие вопросы*:


  • соблюдение требований законодательства к оформлению первичных документов;

  • раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о переоценке основных средств;

  • списание основных средств с бухучета;

  • принятие к бухучету объектов основных средств, полученных в хозяйственное ведение;

  • отражение в Бухгалтерском балансе данных о материально-производственных запасах;

  • оценка в Бухгалтерском балансе готовой продукции;

  • раскрытие в Бухгалтерском балансе данных о расходах будущих периодов, различных по характеру;

  • признание процентов по кредитам и займам;

  • учет затрат на восстановление основных средств;

  • отражение оплаты труда работников в отчете о движении денежных средств;

  • раскрытие информации о бенефициарных владельцах;

  • корректировка оценки финансовых вложений;

  • списание оценочного обязательства;

  • составление консолидированной финансовой отчетности.


  •  

Условия проведения аудита указываются в письменном договоре (письме о проведении аудита). Правила их составления указаны в Правиле (стандарте) № 12, утвержденном постановлением Правительства Р. Ф. от 23 сентября 2002 г. № 696.

Аудиторское заключение

Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в аудиторском заключении*. Оно является официальным документом, которое предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, п. 2 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 14 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Если аудитор приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно финансовое положение организации, то он выражает немодифицированное мнение.

Модифицированное мнение аудитор выражает в следующих случаях*:


  • на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения;

  • аудитор не может получить достаточные доказательства того, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.


  •  

Такой порядок предусмотрен пунктами 15, 17 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Модифицированное мнение может быть выражено в таких формах*:


  • мнение с оговоркой;

  • отказ от выражения мнения;

  • отрицательное мнение.


  •  

Об этом сказано в пункте 1 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Аудитор должен выразить мнение с оговоркой, если*:


  • получены достаточные доказательства того, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • у аудитора отсутствует возможность получения достаточных аудиторских доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор может сделать вывод, что влияние необнаруженных искажений является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.


  •  

Об этом сказано в пункте 13 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Аудитор должен отказаться от выражения мнения, когда у него отсутствует возможность получения достаточных доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом он приходит к выводу, что влияние необнаруженных искажений является существенным и затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 16 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Аудитор должен выразить отрицательное мнение при получении достаточных доказательств того, что обнаруженные искажения могут существенно повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности и большинство значимых ее элементов (п. 15 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н)*.

29.12.2014



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.