О взыскании с перевозчика ущерба

394

Вопрос

По договору поставки поставщик передал груз транспортной компании. Транспортная компания по ТТН приняла к доставке 16 мест без проверки по накладным и внутреннего пересчета (такая формулировка имеется в ТТН). Представитель нашего предприятия получил груз по ТТН в количестве 16 мест, расписался в получении груза, не проверяя его по количеству, так как из-за услуги паллетирование, проверить количество и состояние груза было невозможно. По привозу груза на склад предприятия, наши работники обнаружили, что товар недоукомплектован и не хватает 28 деталей. Написав претензию транспортной компании, мы получили отказ со следующей формулировкой: «Ст. 8 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусматривает механизм защиты прав грузовладельца, при котором он может в момент получения груза полностью осмотреть груз и в случае наличия замечаний, предъявить их в виде уведомления в момент получения груза. При этом факт уведомления необходимо подтвердить документально. В противном случае услуга считается исполненной должным образом. За порчу и недостачу груза, произошедшую после выбытия товара из распоряжения транспортной компании, Перевозчик ответственности не несет. Недостача обнаружена самостоятельно без представителя транспортной компании."Законны ли доводы транспортной компании изложенные в ответе на нашу претензию? Ведь, поставщиком были запрошены фото упаковки товара на складе транспортной компании. На основании этих фото отчетливо видно как в 18 час 51 мин. грузчик выставляет мешок белого цвета на поддон, а в 18 час. 55 мин при стрейчевании поддона, мешок отсутствует. В этом мешке и находились недостающие детали товара. Какие наши дальнейшие действия? Ведь в виду недостающего комплекта товара, утерянного на складе транспортной компании, наше предприятие не имеет возможности использовать товар по назначению.

Ответ

После того, как перевозчик откажется удовлетворить претензию? можно будет подать иск в суд (ст. 41 УАТ).

В качестве образца искового заявления о взыскании с перевозчика ущерба, причиненного недостачей груза Вы можете использовать эту форму.

При этом необходимо учесть, что согласно п. 3 ст. 38 АПК РФ иск к перевозчику предъявляется в арбитражный суд по местонахождению перевозчика (исключительная подсудность).

Если получатель во время получения груза не уведомит экспедитора о несохранности груза, то считается, что он получил груз неповрежденным.

Если установить несохранность груза при приеме груза обычным способом не было возможности, то получатель или уполномоченное им лицо может уведомить экспедитора в течение 30 календарных дней со дня приема груза. При этом датой уведомления будет считаться дата, когда экспедитор получит уведомление.

Согласно ст. 36 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ) перевозчик не будет нести ответственность, если неисполнение им своих обязанностей произошло вследствие:

  • непреодолимой силы;
  • временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством России, по не зависящим от перевозчика причинам;
  • иных причин, которые не зависят от перевозчика.

Кроме того, п. 1 ст. 796 ГК РФ устанавливает, что перевозчик несет ответственность, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

См. также Как взыскать ущерб с перевозчика 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза

«Ответственность перевозчика (экспедитора) за нарушение обязательств по договорам перевозки и транспортной экспедиции устанавливается:


  • статьями 793−796 и 803 Гражданского кодекса РФ;

  • главой 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ);

  • главой 3 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о ТЭД);

  • договором перевозки или транспортной экспедиции.



  •  

Причем стороны не могут ограничить или устранить ответственность перевозчика (экспедитора), которая установлена законом (п. 2 ст. 793 ГК РФ, ст. 37 УАТ, ст. 11 Закона о ТЭД). Даже если условия об ограничении ответственности перевозчика (экспедитора) будут включены в договор, то грузоотправитель (клиент) легко сможет добиться признания такого условия недействительным в суде.

Также стоит отметить, что суды при рассмотрении споров исходят из принципа добросовестности сторон при исполнении обязательств. На практике этим можно воспользоваться для защиты интересов клиента (грузоотправителя, грузополучателя). Так, по одному из дел суд взыскал с перевозчика убытки несмотря на то, что грузоотправитель сам передал груз водителю, основываясь на поддельных документах. При этом суд исходит из того, что отправитель «действовал добросовестно, предусмотрительно и разумно, и не мог предполагать, что… документы являются поддельными» (определение ВАС РФ от 28 ноября 2011 г. № ВАС-14712/11).

Как взыскать ущерб с перевозчика

Если в процессе перевозки груз был утрачен или во время приемки и проверки груза были обнаружены его недостача или повреждение (порча), отправитель (получатель) может взыскать с перевозчика:

Кроме того, если договор перевозки содержит условие о неустойке за уклонение от возмещения ущерба при отсутствии оснований, то этим также нужно воспользоваться и предъявить соответствующее требование.

Однако при наличии определенных условий перевозчик может быть освобожден от ответственности (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Для того чтобы суд взыскал с перевозчика заявленные грузоотправителем (заказчиком) суммы в счет возмещения ущерба, отправителю (получателю) груза необходимо:

Фиксация факта несохранности груза

Это особо важно, поскольку впоследствии при рассмотрении спора в суде отправитель (получатель) должен будет доказывать факт возникновения ущерба и его сумму (п. 1 ст. 65 АПК РФ).*

В первую очередь нужно зафиксировать в транспортной накладной несоответствие между фактическими данными по наименованию, массе и количеству мест груза с данными, указанными в транспортной накладной. Эти записи должны быть заверены подписями представителей сторон и печатью грузополучателя.

Отправитель (получатель) груза составляет также акты об утрате груза, повреждении (порче) или недостачи груза (подп. «в» п. 79 ППГАТ), о чем отправитель (получатель) груза делает отметку в транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости. В отметке нужно кратко описать обстоятельства, послужившие основанием для ее проставления.

Совет

УАТ и ППГАТ не дают наименования актам, которые должен составлять отправитель (получатель). Однако пункт 4 статьи 796 Гражданского кодекса РФ указывает на документы, в которых фиксируются причины несохранности груза или багажа, — «коммерческий акт, акт общей формы и т. п.». Кроме того, статья 119 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» и пункт 130 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утвержденных постановлением Правительства Р. Ф. от 14 февраля 2009 г. № 112) содержат эти термины. Поэтому имеет смысл по аналогии использовать наименования «Коммерческий акт» и «Акт общей формы».

Внимание! Односторонние акты не будут подтверждать обстоятельства, которые являются основанием для возникновения ответственности перевозчика.

Акт о приемке груза с расхождениями грузополучатель должен составить в день обнаружения утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза. Если это сделать невозможно, то в течение следующих суток (п. 80 ППГАТ).* Количество экземпляров акта должно равняться числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем двум.

Акт должен содержать:


  • дату и место составления акта;

  • Ф.И.О. и должности лиц, которые участвуют в составлении акта;

  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;

  • описание и фактический размер утраты, недостачи груза, повреждения (порчи) груза;

  • подписи участвующих в составлении акта сторон.



  •  

К акту нужно приложить результаты проведения экспертизы при условии, что она проводилась в установленном законом или согласованном сторонами порядке (п. 83 ППГАТ).

Предъявление перевозчику претензии

После того как у отправителя (получателя) груза на руках будут транспортная накладная с отметками о несохранности груза и соответствующий акт, перевозчику необходимо направить претензию (обязательный претензионный порядок установлен п. 1 ст. 797 ГК РФ и ч. 2 ст. 39 УАТ). Причем это должно быть сделано в течение срока исковой давности, который равен одному году (п. 3 ст. 797 ГК РФ). Указанный срок исчисляется:

Претензия должна содержать:


  • дату и место составления;

  • полное наименование (Ф.И.О.), адрес местонахождения (юридического лица) или местожительства отправителя (получателя) груза (в зависимости от того, кто направляет претензию);

  • адрес местонахождения перевозчика, его полное наименование (если это юридическое лицо) или Ф.И.О. (если это индивидуальный предприниматель);

  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;

  • обоснование, расчет и сумма претензии по каждому из предъявленных перевозчику требований;

  • перечень прилагаемых документов, которые подтверждают обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками, заявка на перевозку грузов, заключение экспертизы, фотографии и т. д.);

  • Ф.И.О., должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.



  •  

Претензию нужно составить в двух экземплярах, один из которых отправляется перевозчику, а другой остается у отправителя (получателя) груза.

Претензию целесообразно направлять почтой с обязательным уведомлением о вручении либо передавать под подпись уполномоченному лицу перевозчика, который должен указать полностью свои данные: должность, Ф.И.О., дату и при наличии поставить штамп или печать перевозчика.

Только после того, как перевозчик откажется (полностью или частично) удовлетворить претензию либо грузоотправитель (грузополучатель) не получит ответа на нее течение 30 дней после вручения, можно будет подать иск в суд (ст. 41 УАТ).

При этом необходимо учесть, что согласно пункту 3 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса РФ иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по местонахождению перевозчика (исключительная подсудность).

Внимание! Если грузоотправитель (грузополучатель) пропустит срок исковой давности, то суд может отказать в иске.

Как взыскать ущерб с экспедитора

Если при оказании экспедиционных услуг груз был утрачен или во время приемки и проверки груза были обнаружены его недостача или повреждение (порча), клиент может взыскать с экспедитора:

Однако если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, он не будет нести ответственность перед клиентом (п. 1 ст. 7 Закона о ТЭД). Перечень таких обстоятельств ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон о ТЭД не раскрывают. При возникновении спора экспедитор будет обязан доказывать, что им при перевозке были приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза.

См. также Возгорание транспортного средства не является force major.

Однако суд по аналогии может применить положения об освобождении от ответственности перевозчика (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

25.12.2014

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.