Расторжение договора в связи с нарушениями

206

Вопрос

В качестве обеспечения контракта выдана банковская гарантия. В дальнейшем у банка, выдавшего БГ, отозвана лицензия. Обязательства по договору не исполняются, претензия с неустойкой не оплачена. Согласно условиям договора прекращение обеспечения исполнения настоящего договора в ходе его исполнения или несоответствующее требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме обеспечение исполнения настоящего договора признаётся существенным нарушением настоящего договора Исполнителем и является основанием для расторжения настоящего договора по требованию Заказчика с возмещением причинённых последнему убытков в полном объёме. Считается ли в данном случае, что обеспечение прекращено? Подлежит ли договор расторжению в связи с существенным нарушением?

Ответ

Нет, не считается, что обеспечение контракта прекращено. По указанному основанию — отзыв лицензии у банка — гаранта, контракт расторгнут быть не может. О том, как заказчику расторгнуть контракт, читайте в рекомендации ниже.

Последствия отзыва лицензии банка перечислены в статье 20 Федерального закона от 02.12.1990 № 395−1.

Отзыв лицензии у банка, который предоставил банковскую гарантию, не является основанием прекращения обязательства гаранта перед бенефициаром (пункт 1 статьи 378 ГК РФ; Постановление ФАС МО от 03.10.2012 № А40−9990/2012).

В соответствии со статьями 723 и 737 ГК РФ при отсутствии банковской гарантии заказчик не лишен возможности защитить свои права путем совершения действий, указанных в нормах права (Постановление ФАС МО от 21.12.2012 № А40−13 298/2012, Постановление 13ААС от 06.10.2014
№ 13АП-18 315/2014
).

В связи с отзывом лицензии у предыдущего банка-гаранта заказчик вправе требовать от поставщика предоставление новой банковской гарантии только в том случае, если такое обеспечение предусмотрено договором (Определением ВАС РФ от 21.06.2013 № ВАС-4125/13, Постановление ФАС МО от 25.12.2012 № А40−13 301/2012; Постановление 9ААС от 07.12.2012 № 09АП-35 983/2012).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как заказчику отказаться от государственного (муниципального) контракта.

«Эта рекомендация применима ко всем государственным и муниципальным контрактам, независимо от того, когда они были заключены*:

  • до 1 января 2014 года на основании Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ);
  • начиная с 1 января 2014 года на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).

С 7 июня 2013 года в Закон № 94-ФЗ были внесены изменения, которые разрешили односторонний отказ от госконтракта. Это позволило решить проблемы, которые раньше возникали из-за отсутствия единообразной практики по вопросу о том, допустим такой отказ или нет.

Контракты, заключенные до 1 января 2014 года, будут регулироваться нормами Закона № 94-ФЗ*.

Для контрактов, которые заключены после 1 января 2014 года, действуют аналогичные правила. Дело в том, что нормы, регулирующие право на односторонний отказ (ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ ич. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ), — идентичны по содержанию.

Обоснование

До внесения названных поправок в судебно-арбитражной практике не раз возникал вопрос о допустимости расторжения контракта путем одностороннего отказа. Критическую точку этот вопрос приобретал в тех случаях, когда право на такой отказ было предусмотрено самим контрактом. Толкуя подобные условия, одна часть судей признавала их ничтожными, другая — правомерными. Причем противоречия возникли и на уровне ВАС РФ. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 25 октября 2011 г. № 9382/11 был сделан вывод о легальности расторжения контракта путем одностороннего отказа. В то же время в постановлениях от 12 апреля 2011 г. № 12 363/10 и от 24 июля 2012 г. № 5761/12 Президиум ВАС РФ пришел к диаметрально противоположному выводу.

Сейчас этот вопрос решен на законодательном уровне. Причем требования к процедуре расторжения контракта, установленные для контрактов, заключенных в рамках Закона № 94-ФЗ, аналогичны правилам Закона № 44-ФЗ, который применяется с 1 января 2014 года.

Что должен учесть заказчик, если он хочет отказаться от контракта

Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения (ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)*. Процедура реализации права на расторжение контракта в одностороннем порядке одной из сторон закреплена в статье 19.2 Закона № 94-ФЗ, которая целиком посвящена этому вопросу. В Законе № 44-ФЗ порядку одностороннего отказа посвящены пункты 10−26статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке по решению заказчика сводится к следующим этапам*.

1. Заказчик принимает решение об отказе от контракта.

2. Заказчик уведомляет поставщика (подрядчика, исполнителя) об отказе от контракта.

3. Решение об отказе от контракта вступает в силу.

Когда заказчик может принять решение об отказе от контракта

Отказ от контракта со стороны заказчика допустим лишь в том случае, если право на такой отказ было предусмотрено в самом контракте (ч. 1 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗ, ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Это означает, что еще на этапе процесса размещения заказа заказчик должен решить для себя, хочет ли он иметь возможность после заключения контракта отказаться от него в одностороннем порядке или нет. Если ответ будет положительным, то в проекте контракта должно быть прямо и четко отражено, что заказчик имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Внимание! Заказчик, резервируя за собой право расторгнуть контракт в одностороннем порядке, автоматически наделяет аналогичным правом поставщика (исполнителя, подрядчика)*

При этом в контракте не обязательно должно быть прямо закреплено право поставщика на односторонний отказ. По умолчанию поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте предусмотрено аналогичное право заказчика (ч. 9 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗ, ч. 19 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд или нужд бюджетного учреждения был размещен до 7 июня 2013 года (до дня вступления в силу поправок в Закон № 94-ФЗ). Можно ли заказчику отказаться от такого контракта в одностороннем порядке

Да, можно, но для этого сначала потребуется внести в контракт изменения, согласовав их с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Если заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд или нужд бюджетного учреждения был размещен до 7 июня 2013 года, применяются правила, действовавшие до вступления в силу поправок в Закон № 94-ФЗ.

При этом стороны могут внести изменения в контракт в части установления права заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии со статьей 523 Гражданского кодекса РФ (ст. 2 Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“»).

Для расторжения контракта путем одностороннего отказа заказчик обязан принять соответствующее решение, которое необходимо оформить в виде отдельного документа*. В нем необходимо отразить информацию о реквизитах расторгаемого контракта, контрагенте заказчика, а также о причинах принятия заказчиком такого решения. Это решение должно быть подписано уполномоченным лицом заказчика.

До принятия такого решения заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций (выбор экспертов, экспертных организаций осуществляется в соответствии с Законом № 94-ФЗили Законом № 44-ФЗ)*. Соответственно, если заказчик провел такую экспертизу, то он может принять решение об одностороннем отказе от контракта только при условии, что по результатам экспертизы подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа.

Если причиной для отказа от контракта послужил именно вывод заказчика о нарушении его контрагентом условий о качестве товара (работы, услуги), то в случае возникновения спора заказчик должен будет доказать обоснованность своего вывода. Как правило, в таких случаях суды признают обязательным проведение соответствующей экспертизы, которая способна подтвердить позицию заказчика. Данный вывод можно проиллюстрировать при помощи следующего примера. Несмотря на то что в нем рассматривался вопрос о правомерности расторжения договора именно в судебном порядке, выводы, сделанные судом, можно учитывать и при внесудебном отказе от контракта.

Пример из практики: суд исходя из конкретных обстоятельств дела пришел к выводу, что одно только отсутствие товаросопроводительных документов, сертификатов и санитарно-эпидемиологических заключений не свидетельствует о некачественности товара. Тот факт, что поставщик обязался представить указанные документы вместе с товаром, но не представил, не может служить поводом для расторжения контракта

Заказчик обратился в суд с иском к поставщику о расторжении контракта на поставку продуктов питания. Иск был мотивирован тем, что поставщик поставил некачественную продукцию, что, в свою очередь, является существенным нарушением условий контракта. Заказчик потребовал расторжения контракта на поставку продуктов питания на основании пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, части 8 статьи 9 Закона № 94-ФЗ.

Свою позицию заказчик обосновал тем, что в соответствии с условиями контракта отсутствие товарно-транспортных документов и документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, является основанием для отказа в приемке товара заказчиком.

Отклоняя исковые требования, суд исходил из того, что оснований для расторжения контракта по изложенным заказчиком причинам не имеется.

Заказчик, заявляя о существенном нарушении контракта, ссылался на нарушение поставщиком условий о качестве товара, а доказательств ненадлежащего качества в материалы дела не представил.

Положениями контракта предусмотрено осуществление контроля качества и безопасности поставляемого товара Государственной инспекцией города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции (МосГИК). При этом при возникновении разногласий в оценке соответствия товара требованиям по качеству проверку качества проводят специалисты МосГИК по вызову сторон с отбором лабораторных проб.

«Таким образом, некачественность товара подлежит установлению в установленном сторонами специальном порядке, в том числе путем отбора лабораторных проб товара.

Отсутствие товаросопроводительных документов, сертификатов и санитарно-эпидемиологических заключений вместе с доставленным товаром в качестве оснований для расторжения контракта контрактом не предусмотрено. Данные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о некачественности товара.

С учетом изложенного судами сделан вывод об отсутствии оснований для расторжения договора в связи с недоказанностью нарушений, указанных истцом" (постановление ФАС Московского округа 15 мая 2012 г. по делу № А40−88 788/11−17−771).

Как заказчик обязан сообщить поставщику об отказе от контракта

После того как заказчик принял решение об одностороннем отказе, он обязан разместить это решение (не позднее следующего рабочего дня) на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Помимо этого заказчик обязан уведомить поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении одновременно двумя следующими способами*.

1. Направить отказ поставщику (по адресу, указанному в контракте) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

2. Направить поставщику телеграмму. Вместо телеграммы заказчик вправе использовать факсимильную связь, либо электронную почту, либо иные средства связи и доставки, обеспечивающие фиксирование данного уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении своему контрагенту.

Выполнение заказчиком этих требований считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от контракта. При этом датой такого уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику данного уведомления (или дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте).

Такие правила содержатся в части 4 статьи 19.2 Закона № 94-ФЗ и в части 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! Если заказчик будет использовать факсимильную связь (или электронную почту), есть риск, что впоследствии будет сложно доказать факт добросовестного уведомления поставщика

Несмотря на указанную в законе возможность, все же не рекомендуется использовать факсимильную связь и тем более электронную почту, так как в дальнейшем у заказчика могут возникнуть сложности в доказывании факта соблюдения требований части 4 статьи 19.2 Закона № 94-ФЗ (ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) в части информирования поставщика о принятом решении*.

Пример из практики: суд не принял в качестве доказательства распечатку страниц с адреса электронной почты

Суд кассационной инстанции пришел к следующему выводу: «Исследовав и оценив все представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что распечатка страницы с адреса электронной почты покупателя о направлении претензии истцу в электронном виде не может быть признана надлежащим направлением претензии, поскольку ответчик не доказал факт получения претензии истцом, а договор электронных адресов сторон не содержит» (постановление ФАС Московского округа от 29 марта 2011 г. № КА-А40/16 305−10 по делу № А40−63 445/10−52−513).

Данный пример посвящен другому предмету спора (не связанному с расторжением контракта), но хорошо иллюстрирует проблему доказывания факта направления документов посредством сети Интернет.

См. также:

Для крайних случаев, когда невозможно получить подтверждение надлежащего уведомления поставщика, закон устанавливает фикцию уведомления поставщика (ч. 4 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗ,ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В таком случае поставщик считается уведомленным о принятом заказчиком решении по истечении 30 дней с момента размещения на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг решения заказчика об одностороннем отказе от контракта.

17.12.2014

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.