Алгоритм действий и сроки для внесения изменения в лицензии

313

Вопрос

Внесены изменения в Устав ООО, в части изменения юридического адреса. Добавлено название области, (Нижегородская область), далее без изменений г. Нижний Новгород, улица и дом. Предприятие использует следующие лицензии: Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, лицензия на медицинскую деятельность, на недропользование, на микробиологическую деятельность. Нужно ли вносить изменения в лицензии, и в какие? Алгоритм действий и сроки для внесения изменения в лицензии.

Ответ

Все указанные в вопросе лицензии, за исключением лицензии на пользование участками недр, получены в соответствии с Федеральным законом от 04.05.201199-ФЗ. Согласно ч.1 ст.18 № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случае изменения адреса места нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ, а адрес регистрации должен быть указан в ЕГРЮЛ.

Учитывая, что формально адрес в ЕГРЮЛ у юр. лица изменился, можно предположить, что лицензии, за исключением лицензии на пользование участками недр, необходимо переоформить для минимизации рисков привлечения к административной ответственности контролирующими органами. Однако факт изменения адреса может быть оспорен в суде, т.к. фактически юридическое лицо не меняет адрес местонахождения, а приводит его в соответствие с официально установленным.

Положения ст.18 Закона № 99-ФЗ не устанавливают сроки, в течение которых лицензиат должен подать заявление о переоформлении лицензии.

При этом в силу ч.2.ст.18 № 99-ФЗ до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных ч.1 ст.18 № 99-ФЗ, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного ч.5. ст. 18 № 99-ФЗ, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

Порядок переоформления лицензий установлен в ст.18 № 99-ФЗ. Так, для переоформления лицензии лицензиат представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Заявление о переоформлении лицензии может быть направлено в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

В случае изменения наименования юридического лица или места его нахождения в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

В Законе о недрах отсутствует требование о необходимости переоформления лицензии (ст. 17.1 № 2395−1) или внесения изменений в лицензию на пользование участками недр (п.37 Приказа Минприроды Р Ф от 29.09.2009 № 315) в связи с изменением адреса местонахождения юридического лица. Учитывая изложенное, можно предположить, что переоформлять лицензию на право пользования участками недр в связи с изменением адреса местонахождения юр. лица не требуется.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 04.05.201199-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

«Статья 18. Порядок переоформления лицензии

1. Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

2. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.*

3. Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

4. Заявление о переоформлении лицензии может быть направлено в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.*

5. В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

6. В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния переоформление лицензии допускается в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи, только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.

7. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.*

8. В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.

9. При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

10. В случае изменения наименования юридического лица или места его нахождения, а также в случае изменения места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц (для лицензиата — юридического лица), в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для лицензиата — индивидуального предпринимателя).*

11. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

12. В случае, если заявление о переоформлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных настоящей статьей, и (или) прилагаемые к нему документы представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема указанных заявления и документов лицензирующий орган вручает лицензиату уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

13. В случае, если в заявлении о переоформлении лицензии указывается на необходимость получения переоформленной лицензии в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет лицензиату в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, копии описи указанного заявления и прилагаемых к нему документов с отметкой о дате их приема или уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют.

14. В течение трех рабочих дней со дня представления лицензиатом надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов в соответствии с частью 12 настоящей статьи лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 3, 7 и (или) 9 настоящей статьи о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата. В случае непредставления лицензиатом в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о переоформлении лицензии подлежит возврату лицензиату.

15. В случаях, предусмотренных частями 12 и 14 настоящей статьи, срок принятия лицензирующим органом решения о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов.

16. В срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет их рассмотрение с учетом сведений о лицензиате, имеющихся в его лицензионном деле, а также проверку достоверности содержащихся в указанном заявлении и прилагаемых к нему документах новых сведений в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона.

17. Переоформление лицензии в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 настоящего Федерального закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

18. В сроки, установленные частями 16 и 17 настоящей статьи, лицензирующий орган на основании результатов рассмотрения представленных заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов принимает решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении в порядке, установленном частями 2 — 6 статьи 14 настоящего Федерального закона.

19. Отказ в переоформлении лицензии осуществляется по основаниям, указанным в части 7 статьи 14 настоящего Федерального закона.

20. В случае, если в заявлении о переоформлении лицензии указывается на необходимость получения переоформленной лицензии в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет лицензиату в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, переоформленную лицензию или уведомление об отказе в переоформлении лицензии."

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1

«Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица."*

3.Закон Р Ф от 21.02.19922395−1 «О недрах»

«Статья 17.1. Переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр

Лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению также при изменении наименований юридических лиц — пользователей недр."

4.Приказ Минприроды Р Ф от 29.09.2009315 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр»

«37. Внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа (в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами):

в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов;

при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена."

5.Постановление ФАС ЗСО от 21.04.2014А70−6521/2013

«Согласно пункту 1 оспариваемого предписания обществу вменяется нарушение, выразившееся в не переоформлении лицензии в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности (ЦКиТГ, Тюменская область, ХМАО — Югра, район НВ ГПЗ на ЦКиТГ, Тюменская область, ХМАО — Югра, район НВ ГПЗ, Тюменская компрессорная станция).

В силу статьи 3, части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности. При этом местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ЦКиТГ является сложным производственным объектом и состоит из компрессорных станций, находящихся на производственной площадке НВ ГПЗ, а также комплекса оборудования, зданий и сооружений, расположенных отдаленно, в том числе Тюменской компрессорной станции. Основная производственная площадка НВ ГПЗ, в границах которой расположено основное производство и остальные компрессорные станции опасного производственного объекта ЦКиТГ, имеет адрес «район НВ ГПЗ». Данный адрес занесен в адресный реестр г. Нижневартовска и является единственным идентифицирующим признаком местонахождения всего опасного производственного объекта в целом.

Из материалов дела не усматривается факт изменения обществом после получения лицензии адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности (ЦКиТГ)."*

6.Постановление 20 ААС от 08.05.2013А68−11 986/2012

«Как усматривается из материалов дела, в лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) от 06.06.2011 № РОК2 436 в качестве места нахождения общества указан адрес: г. Москва, Коровинское шоссе, д. 14, корп. 1.

В единый государственный реестр юридических лиц 05.12.2011 внесена запись об изменении места нахождения заявителя — новый адрес: г. Тула, ул. Гоголевская, д. 80.

В дальнейшем 16.03.2012 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об изменении места нахождения общества — новый адрес места нахождения: г. Тула, ул. Ленина, д. 1.

При этом лицензия в установленном порядке обществом не переоформлена.

В то же время положения статьи 18 Закона № 99-ФЗ не устанавливают сроки, в течение которых лицензиат должен подать заявление о переоформлении лицензии.*

Доказательств того, что обществом по новому месту нахождения осуществляется лицензируемый вид деятельности, административным органом не представлено.

Кроме того, статья 20 Закона № 99-ФЗ определяет исчерпывающий перечень оснований для приостановления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии, среди которых отсутствует такое основание как несвоевременное переоформление лицензии в связи со сменой юридического адреса.

Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае изменение места нахождения юридического лица и не переоформление в связи с этим лицензии не является нарушением лицензионных требований, в связи с чем в действиях общества отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ."*

08.12.2014



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль