Рекомендации по регистрации музея

272

Вопрос

Учредители (1 юр.лицо и 1 физ.лицо) хотят учредить музей. В музее будет находиться коллекция предметов связанных с боевыми действиями в Афганистане и Чечне. Эти предметы будут использоваться для патриотического воспитания молодежи. Первоначально учредителями была выбрана организационно-правовая форма, как региональная общественная организация, но в Минюсте сказали, что региональная общественная организация («Музей…») это не общественная организация и не может быть зарегистрирована как Музей. Минюст уклончиво подошел к выбору организационно-правовой формы — предложили самостоятельно выбрать организационно. Согласно ст. 26 Федерального закона № 54-ФЗ от 26.05.1996 года «О музейном фонде и музеях в Российской Федерации» — Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об общественных объединениях» Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. В связи с вышеизложенным Учредителями предварительно выбрана такая организационно-правовая форма как общественное объединение. Просим дать рекомендации по регистрации Музея в такой организационно-правовой форме как Общественное учреждение или подсказать иную форме (кроме Частного учреждения)?

Ответ

Исходя из целей создания музея и положений ГК РФ и Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ, музей может быть создан только в форме частного учреждения. В качестве альтернативы юридическое лицо может быть создано в форме фонда, преследующего культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Однако фонд не будет подпадать под действие Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ. Об изменениях, которые коснулись учреждений и фондов, читайте в рекомендации ниже.

Статья 26 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ устанавливает, что музей может быть создан только в форме учреждения.

Учреждение может быть государственным, муниципальным или частным (пункт 2 статьи 123.21 ГК РФ).

Требования к созданию и деятельности учреждения установлены статьями 123.21 — 123.23 ГК РФ.

Учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (пункт 1 статьи 123.21 ГК РФ).

Указанные цели учреждения совпадают в целями создания музеев, которые перечислены в статье 27 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ.

При этом только в учреждении форма оперативного управления на имущество, которое передается собственником — учредителем, совпадает с формой закрепления музейных предметов и музейных коллекций частного музея (абз.1 пункта 1 статьи 123.21 ГК РФ; статья 30 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ).

Общественные организации, фонды и иные некоммерческие организации указанным критериям не соответствуют (статьи 123.4, 123.17 ГК РФ).

Обращаем Ваше внимание, что с 01.09.2014 Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ действует только в части, которая не противоречит Главе 4 ГК РФ, то есть весь Закон об общественных объединениях действует в части, которая не противоречит статьям 123.4 — 123.7 (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Какие нововведения появились в отношении отдельных видов некоммерческих организаций с 1 сентября 2014 года.

«Фонд

Под фондом теперь понимается унитарная некоммерческая организация, которая не имеет членства, учреждается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследует следующие цели*:


  • благотворительные;

  • культурные;

  • образовательные*;

  • иные социальные, общественно полезные цели.


  •  

Такое определение установлено в пункте 1 статьи 123.17 Гражданского кодекса РФ.

Нововведения, касающиеся фондов, сводятся к следующему.

Во-первых, предусмотрели перечень сведений, которые должен содержать устав фонда*:


  • наименование, включающее слово «фонд»;

  • место нахождения фонда;

  • предмет и цели деятельности фонда;

  • данные об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда;

  • порядок назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей;

  • судьба имущества фонда в случае его ликвидации.


  •  

Такие требования предусмотрены в пункте 2 статьи 123.17 Гражданского кодекса РФ.

Во-вторых, Гражданский кодекс РФ прямо указал на то, что реорганизация фонда не допускается (п. 3 ст. 123.17 ГК РФ)*. Исключение составляет негосударственный пенсионный фонд, правовое положение которого определяется не только Гражданским кодексом РФ, но и Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

В-третьих, установили правила в отношении имущества фонда (ст. 123.18 ГК РФ)*:


  • имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда;

  • учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей;

  • фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе;

  • ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.


  •  

В-четвертых, предусмотрели особенности управления в фонде.

К исключительной компетенции высшего коллегиального органа относятся следующие действия (п. 1 ст. 123.19 ГК РФ)*:


  • определять приоритетные направления деятельности фонда, принципы образования и использования его имущества;

  • образовывать другие органы фонда и досрочно прекращать их полномочия;

  • утверждать годовые отчеты и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность фонда;

  • принимать решения о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда;

  • принимать решения о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

  • изменять устав фонда, если эта возможность предусмотрена в уставе;

  • одобрять совершаемые фондом сделки в случаях, установленных законом;

  • принимать решения по иным вопросам, если это предусматривает закон или устав фонда.


  •  

Кроме того, Гражданский кодекс РФ определил компетенцию попечительского совета фонда (п. 4 ст. 123.19 ГК РФ). Попечительский совет должен осуществлять надзор*:


  • за деятельностью фонда;

  • за принятием другими его органами решений и обеспечением их исполнения;

  • за использованием средств фонда;

  • за соблюдением фондом законодательства.


  •  

Попечительский совет фонда должен вести свою деятельность на общественных началах.

Также предусмотрели и некоторые другие особенности управления в фонде*:


  • высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление);

  • к компетенции единоличного и (или) коллегиального исполнительных органов фонда относится решение вопросов, которые не входят в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда (п. 2 ст. 123.19 ГК РФ);

  • лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, возместить убытки, причиненные ими фонду (п. 2 ст. 123.19 ГК РФ).


  •  

В-пятых, закрепили правила об изменении устава фонда (п. 1 ст. 123.20 ГК РФ)*:


  • устав вправе изменить высший коллегиальный орган фонда при условии, что в уставе не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя;

  • устав можно изменить решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда. Это возможно в случае, если сохранение устава в неизменном виде повлечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель самостоятельно не изменят устав.


  •  

В-шестых, Гражданский кодекс РФ установил правила о ликвидации фонда.

Фонд можно ликвидировать только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в каждом из следующих случаев (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ)*:


  • имущества фонда оказалось недостаточно для осуществления его целей и при этом вероятность получить необходимое имущество нереальна;

  • нельзя достигнуть целей фонда и изменить их;

  • фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

  • в других случаях, предусмотренных законом.


  •  

При ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, необходимо направить на цели, указанные в уставе фонда. Однако это не требуется делать, если закон предусматривает возврат оставшегося имущества учредителям фонда (п. 3 ст. 123.20 ГК РФ).

Учреждение

Под учреждением теперь понимается унитарная некоммерческая организация, которая создана собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).

Закон прямо указывал на то, что собственником имущества учреждения является учредитель (абз. 2 п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). Учреждение же имеет лишь право оперативного управления на имущество, которое*:


  • собственник закрепил за учреждением;

  • учреждение приобрело по иным основаниям.


  •  

Гражданский кодекс РФ предусмотрел следующие виды учреждений (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ)


  • частное учреждение (учредитель — гражданин или юридическое лицо);

  • государственное учреждение (учредитель — Российская Федерация или ее субъект);

  • муниципальное учреждение (учредитель — муниципальное образование).


  •  

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (абз. 2 п. 2 ст. 123.21 ГК РФ)*. Следовательно, у любого учреждения может быть только один учредитель. Однако учреждение, созданное несколькими учредителями до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ (т. е. до 1 сентября 2014 года), не подлежит ликвидации по такому основанию. Это учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей можно преобразовать в автономную некоммерческую организацию или фонд (ч. 16 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В отношении любого учреждения (независимо от его вида) Гражданский кодекс РФ установил следующие правила.

Во-первых, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также иным имуществом в случаях, установленных в законе (п. 3 ст. 123.21 ГК РФ). Если денежных средств или имущества будет недостаточно, собственник соответствующего имущества будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Такие случаи предусмотрены для государственного и муниципального учреждения, а также для частного учреждения.

Во-вторых, органом учреждения является его руководитель, назначаемый учредителем. Руководителя государственного или муниципального учреждения можно избрать коллегиальным органом, после чего избранного руководителя должен утвердить учредитель. Однако это возможно лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

Кроме того, учредитель может принять решение о создании подотчетных ему коллегиальных органов учреждения. Их компетенцию, порядок создания и принятия ими решений определяет закон и устав учреждения.

Такие правила установлены в пункте 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ.

В отношении государственного и муниципального учреждения Гражданский кодекс РФ предусмотрел следующее*:


  • такое учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества (п. 3 ст. 123.22 ГК РФ);

  • это учреждение можно преобразовать в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом (п. 7 ст. 123.22 ГК РФ);

  • порядок финансового обеспечения деятельности учреждения, а также особенности правового положения учреждений отдельных типов определяются законом (п. 2, 8 ст. 123.22 ГК РФ);

  • такое учреждение может быть трех видов: казенное, бюджетное или автономное (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ). Казенное учреждение, как и сейчас, отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).


  •  

В каком порядке бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам с 1 сентября 2014 года

Оно отвечает всем имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, в том числе имуществом, приобретенным за счет полученных доходов (п. 5 ст. 123.22 ГК РФ).

Исключение составляет:


  • особо ценное движимое имущество, которое собственник этого имущества закрепил за бюджетным учреждением или которое бюджетное учреждение приобрело за счет средств, выделенных собственником его имущества;

  • недвижимое имущество, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.


  •  

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения субсидиарную ответственность несет собственник имущества (абз. 2 п. 5 ст. 123.22 ГК РФ). Причем такое правило распространяется на правоотношения, возникшие не только после 1 сентября 2014 года (т. е. после дня вступления в силу новой редакции ГК РФ), но и после 1 января 2011 года (ч. 15 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В каком порядке автономное учреждение отвечает по своим обязательствам с 1 сентября 2014 года

Оно отвечает всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Исключение составляет недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, которое:

  • 12.04.2014



  •  

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.