О правомерности установления повышенных цен на оказываемые услуги

242

Вопрос

Вопрос о правомерности установления повышенных цен на оказываемые услуги и выполняемые работы в связи с уменьшением сроков оказания услуг (выполнения работ), т.е. без очереди. Интересуют разъяснения и судебная практика.

Ответ

Существующая судебная практика по схожим делам указывает на то, что существенным момент в вынесении решения является не само законодательство о защите конкуренции, а непосредственно имеет ли данный сектор государственное регулирование тарифов (услуг). То есть, если оного нет, то соответствующие действия антимонопольных органов можно оспорить. В противном случае, их претензии к внедрению VIP-услуг будут приняты обоснованными.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Постановление ФАС СКО от 25.07.2013 № А32-19906/2011

«Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

Основанием для признания общества нарушившим п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции послужил факт установления обществом ОАО «Международный аэропорт Сочи» различных тарифов на услугу платной парковки автомобилей. Так, у ВИП-терминала стоимость парковки установлена в сумме 500 руб. за час, а на привокзальной площади стоимость парковки установлена в сумме 100 руб. за час (с НДС).

По мнению антимонопольного органа, услуги платной парковки автомобилей, предоставляемые как на привокзальной площади, так и у ВИП-зала технологически имеют однотипный характер и должны иметь одинаковую плату.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что цены на услуги временной парковки не являются регулируемыми государством, следовательно, заявитель вправе самостоятельно устанавливать цены на данные услуги в соответствии с положениями статьи 421 ГК РФ.*

Согласно прейскуранту цен ОАО «Международный аэропорт Сочи» на привокзальной площади аэропорта Сочи с 1 декабря 2009 предусмотрен въезд и стоянка автомобилей на площади в течение 15 минут без оплаты, сверх 15 минут за первый неполный час — 100 рублей, за каждый последующий час — 100 рублей.

Согласно прейскурантам цен на предоставление услуг парковки автотранспорта в зоне VIP — зала аэропорта Сочи, утвержденным генеральным директором управляющей компании ООО «Базел-Аэро», с 1 января 2010 года парковка автомобилей за каждый полный и неполный час составляет 500 рублей; с 27.10.2010 15 мин без оплаты, в последующем за каждый полный и неполный час — 500 руб. Цены указаны с НДС.

На основании приказа генерального директора от 29.09.2008 № 578 обществом организована также бесплатная парковка автомобилей.

При установлении цен на услуги обществом принят во внимание ряд факторов, таких как: место оказания услуг (территории парковок расположены у разных, отдельно стоящих, территориально удаленных друг (более 700 метров) от друга объектов недвижимости: здания нового аэровокзального комплекса и здания ВИП-терминала); разные категории потребителей (лица, пребывающие на территорию нового аэровокзального комплекса и лица, пребывающие к зданию ВИП-терминала); условия предоставления услуг (особый комфорт услуг по парковке у ВИП-терминала — осуществление въезда на парковку по отдельной, свободной от основного транспортного потока дороге); расположение парковок (на площади перед аэровокзалом и в непосредственной близости от здания ВИП-терминала).

Учитывая изложенное, довод заявителя о невозможности установления единой цены на две различные услуги: платной парковки автомобилей у ВИП-терминала и платной парковки автомобилей на привокзальной площади у здания нового аэровокзального комплекса судебная коллегия считает обоснованным.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установление различных цен на вышеназванные услуги обусловлено спецификой таких услуг.

Материалами дела подтверждается наличие на территории перед аэровокзалом бесплатной парковки, а также бесплатные услуги по парковке в течение 15 минут на платной автопарковке, которые доступны для всех граждан, прибывающих на территорию аэропорта.

Антимонопольным органом не доказана экономическая необоснованность установления обществом оплаты за спорную услугу«.

2. Постановление ФАС ДВО от 25.06.2012 № А37-1596/2011

Удовлетворяя требования заявителя и признавая недействительным оспариваемые решение и предписание, судебные инстанции не учли следующее.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» ФГУП «Аэропорт Магадан» включено в Реестр естественных монополий по услугам аэропорта. Кроме того, Приказом УФАС России по Магаданской области от 05.02.1998 N 01-12/7 унитарное предприятие включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, в том числе по услугам аэропортов, связанным с обслуживанием воздушных судов и пассажиров с долей 100%.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в который включены услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной службой по тарифам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее — Постановление Правительства РФ N 293) утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В названный перечень включены, в том числе услуги по обслуживанию пассажиров.

Пунктом 7 Постановления Правительства РФ N 724 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 600) установлен предельный уровень рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушного транспорта и связанные с ними работы и услуги в размере 20% к себестоимости.
Материалами проведенной проверки подтверждается и унитарным предприятием не оспаривается превышение установленного Постановлением Правительства РФ N 724 предельного уровня рентабельности при установлении тарифа по обслуживанию пассажиров в VIP-залах.*
При изложенных обстоятельствах УФАС России по Магаданской области правомерно признал ФГУП «Аэропорт Магадан» нарушившим положения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции«.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

14.10.2014

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.