Дополнительное соглашение к договору на предоставление услуг связи

1651

Вопрос

ОАО направил юридическому лицу дополнительное соглашение к договору на предоставление услуг связи, в котором содержится условие о предоставлении Оператору связи списка лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование: фамилия, имя, отчество, место жительства, паспортные данные, и обновлении указанной информации не реже одного раза в квартал. Действительно, в соответствии с п. 22 (1) Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства от 10.09.2007 №575, предусматривается обязанность юридического лица предоставлять такую информацию оператору связи. В то же время, согласно ст. 88 Трудового кодекса работодатель должен соблюдать следующие требования: не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или другими федеральными законами. Таким образом, ТК РФ допускает передачу персональных данных работника третьей стороне без письменного согласия работника в случаях, установленных федеральными законами. Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 №152- ФЗ «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, установленных ч. 2 ст 22 Закона № 152-ФЗ. Уполномоченным органом является Роскомнадзор. Вопросы: 1) Имеет ли право юридическое лицо предоставить персональные данные работников, использующих оконечное оборудование, без получения согласия работников на обработку их персональных данных? 2) Нужно ли юридическому лицу уведомлять Роскомнадзор до начала обработки персональных данных?

Ответ

1) Юридическое лицо в случае, указанном в вопросе, имеет право предоставлять персональные данные работников, использующих оконечное оборудование, без получения согласия работников на обработку их персональных данных.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ для возможности раскрытия и распространения персональных данных необходимо получать согласие субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Такими исключениями являются случаи, предусмотренные в ст.6 указанного Федерального закона.

Из системного толкования пп.2 п.1 ст.6 Закона О персональных данных следует, что обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных допускается для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Учитывая, что обязанность предоставления оператору связи юридическим лицом-абонентом сведений о лицах, использующих его пользовательское (оконечное) оборудование, установлена законодательством РФ, предоставляя указанные сведения оператору связи без согласия субъектов персональных данных юридическое лицо не нарушает Закон О персональных данных и ТК РФ.

2). Юридическое лицо не обязано уведомлять Роскомнадзор до начала обработки персональных данных, если при их обработке не будут использоваться средства автоматизации (вычислительная техника, компьютеры).

Согласно п.2 ст.22 Закона о персональных данных оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных, обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.

Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 утверждено Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации (далее — Положение). При соблюдении требований данного Положения подача уведомления согласно п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона не требуется.

Если средства автоматизации (вычислительная техника, компьютеры) при обработке персональных данных не используются вовсе, уведомление об обработке персональных данных подаваться не должно (при соблюдении особенностей организации обработки данных, установленных в разд.II Положения). Однако при нынешней распространенности электронно-вычислительной техники она очень часто задействована в обработке персональных данных. Критерии, при которых такая обработка признается (либо не признается) неавтоматизированной, сформулированы в п.п.1 и 2 Положения. Согласно п.1 данного Положения считается неавтоматизированной обработка персональных данных, содержащихся в информационной системе персональных данных либо извлеченных из нее, если такие операции с персональными данными, как использование, уточнение, распространение, уничтожение (в отношении каждого из субъектов персональных данных), осуществляются при непосредственном участии человека. Кроме того, обработка персональных данных не может быть признана осуществляемой с использованием средств автоматизации только на том основании, что эти данные содержатся в информационной системе персональных данных либо извлечены из нее (п.2 Положения).

По договору с ОАО «Ростелеком» юридическое лицо обязано предоставить список лиц с указанием иных персональных данных, при этом отсутствует обязанность предоставления указанных сведений с использованием средств автоматизации.

Таким образом, можно предположить, что если средства автоматизации (вычислительная техника, компьютеры) при обработке персональных данных не будут использоваться или она будет признана неавтоматизированной, уведомление об обработке персональных данных в Роскомнадзор подаваться не должно.

. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

«Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

2) оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

6) предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

<...>

Статья 6. Условия обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3) обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);

<...>

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом*.»

<...>

Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных

<...>

2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;«*

2.Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»

«Статья 44. Оказание услуг связи

«2. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и используемого ими оконечного оборудования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.»

3.Постановление Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи»

«22(1). В договоре с абонентом — юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, помимо сведений, указанных в пункте 22 настоящих Правил, предусматривается обязанность предоставления оператору связи юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем списка лиц, использующих его пользовательское (оконечное) оборудование, и устанавливается срок предоставления указанного списка, а также устанавливается, что указанный список должен быть заверен уполномоченным представителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем, содержать сведения о лицах, использующих его пользовательское (оконечное) оборудование (фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность), и обновляться не реже одного раза в квартал*.»

13.10.2014

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.