Канализации, как самостоятельный объект недвижимости

1090

Вопрос

Наша организация в 1997г. приобрела часть здания в собственность из имущественного комплекса, приватизированного продавцом до вступления в силу ФЗ "О гос. регист...". В пределах арендуемого у КУГИ земельного участка, расположенного рядом с этой частью здания, находится участок подземной хозбытовой канализации, длиной 50 м. (два колодца и трубопровод, соединяющий их). При разделе земельного участка, на той части земельного участка, которая по схеме раздела должна остаться за нашей организацией, в настоящий момент отсутствует объект недвижимости, кроме данной части подземной канализации, не стоящей на кадастровом учете ( необходимое условие для оформления аренды на 49 лет - наличие объекта недвижимости). В договоре купли-продажи в предмете указано: 1.2. Недвижимое имущество, подлежащее продаже состоит из следующих объектов: 1.2.1.Часть здания____ цеха из след. нежилых помещений: ____, пл.___, м2. Здание ___ цеха - кирп. строение(идет характеристика), с электрической подстанцией ТП №___, с тепло-, водо- коммуникациями и канализацией". Электрическая подстанция ТП №___ расположена не в здании, а на территории другого арендуемого нами земельного участка, прилегающего к зданию №2, которое находится также в нашей собственности. Вопрос.№1. Если в.п.1.2.1. идет вышеуказанное перечисление объектов продажи, можно ли по данной формулировке считать канализации, проданной нам. Вопрос №2. Является ли часть подземной хозбытовой канализации самостоятельным объектом недвижимости, если да, то почему и что нужно для ее регистрации?

Ответ

Учитывая формулировку договора возможно сделать вывод, что сети канализации были переданы в собственность покупателя.

По общему правилу инженерные сети (в т.ч. канализация) проектируемые и возведенные в границах элемента планировочной структуры, в котором расположен принадлежащий застройщику земельный участок или расположенный внутри здания, не является самостоятельным объектом недвижимости, права на который подлежат регистрации. Данный вывод отчасти приведен в Постановлении ФАС СКО от 06.06.2014 № А53-23882/2013, решении АС Ростовской области от 14.08.2014 г. № А53-23882/2013. Это объясняется тем, что внутренняя инженерная система уже входит в состав объекта капитального строительства, в связи с чем, регистрировать данный объект нет необходимости.

Кроме того, и в настоящее время сети инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, проектируемые в границах элемента планировочной структуры, в котором расположен принадлежащий застройщику земельный участок, не являются самостоятельным объектом. Сети инженерно-технического обеспечения (в т.ч. канализация) в этом случае, хотя и имеют по своим техническим свойствам признаки линейного объекта, не являются отдельным объектом капитального строительства, а являются частью основного объекта. При этом государственная экспертиза проектной документации по сетям инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства проводится в составе проектной документации объекта капитального строительства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 предусмотрен раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений».

Однако, инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, могут рассматриваться как отдельный линейный объект, к которым по определению можно отнести водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи могут подлежать самостоятельной регистрации.

При этом, действующее законодательство предусматривает возможность регистрации права собственности юр.лиц без получения разрешения на строительство в упрощенном порядке, но только в отношении объектов вспомогательного назначения (пп. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ). Однако вопрос отнесения объекта к вспомогательному назначению в каждом случае разрешается отдельно.

Регистрация права собственности юридических лиц на объекты вспомогательного назначения в упрощенном порядке допускается на основании ст. 25.3 Закона о регистрации, на что указывалось в Письме Росреестра от 09.02.2012 № 14-910-ГЕ.

Порядок государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество на основании декларации об объекте недвижимого имущества, форма которой утверждена Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 № 447, установлен п. 3 ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно п. 1 и п. 3 ст. 25.3 Закона о регистрации основаниями регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, для строительства которых по законодательству РФ не требуется выдача разрешения на строительство, служат:

— документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимого имущества и содержащие его описание (декларация об объекте недвижимого имущества);

— правоустанавливающий документ на земельный участок (в т.ч. договор аренды), на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Основной момент при регистрации права собственности на объект недвижимости в упрощенном порядке состоит в том, что регистрирующий орган может усомниться в том, что торговый павильон относится к вспомогательному назначению, что может привести к спорным ситуациям (см. Постановление 16 ААС от 19.12.2012 № А63-6197/2011 (оставлено без изменения Постановлением ФАС СКО от 11.04.2013 № А63-6197/2011). Как правило в данных спорах принадлежность объектов к вспомогательному назначению определяется с помощью судебно-строительных экспертиз.

Инженерные сети (линейный объект) возможно отнести к сооружениям вспомогательного использования, т.к. по своему назначению она обслуживает главную вещь — здание, в связи с чем, возможно зарегистрировать инженерные сети и без акта ввода в эксплуатацию (см. Постановление 8 ААС от 29.07.2013 № А70-439/2013), однако при условии, если лицо владеет каким-либо правом на земельный участок, на котором располагаются инженерные сети.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

ПИСЬМО РОСРЕЕСТРА ОТ 09.02.2012 № 14-910-ГЕ О государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности юридических лиц на объекты вспомогательного использования

«В связи с поступающими многочисленными обращениями юридических лиц и территориальных органов Росреестра по вопросу государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности юридических лиц на объекты вспомогательного использования Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии сообщает следующее.

В порядке, установленном статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации), осуществляется государственная регистрация прав на следующие объекты недвижимого имущества:

1) объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом), создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке);

2) создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство. Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК) к таким объектам в том числе отнесены:

строение (дачный дом, садовый дом), расположенное на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

гараж, созданный на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

строение, сооружение вспомогательного использования, для строительства (реконструкции) которого не требуется выдача разрешения на строительство.

ГрК не дает определение понятию «объект вспомогательного использования». При этом согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с утвержденным приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования» к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.*

Также отмечаем, что применительно к государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на строения и сооружения вспомогательного использования (объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство) статья 25.3 Закона о регистрации не предъявляет требования к виду разрешенного использования земельного участка, на котором создан такой объект недвижимого имущества.

Пунктом 3 статьи 25.3 Закона о регистрации установлено, что документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

Ранее форма декларации об объекте недвижимого имущества была утверждена приказом Минэкономразвития России от 15.08.2006 N 232 и не предусматривала возможности внесения сведений о правообладателе — юридическом лице, а следовательно, и не предполагалась возможность оформления в собственность юридических лиц прав на недвижимое имущество в упрощенном порядке.

Приказ Минэкономразвития России от 15.08.2006 N 232 признан утратившим силу приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447, которым утверждена новая форма декларации, предусматривающая возможность в графу «правообладатель объекта недвижимого имущества» вносить сведения о юридическом лице.

На основании изложенного полагаем, что регистрация права собственности юридического лица на объект недвижимого имущества вспомогательного использования, для строительства которого в соответствии со статьей 51 ГрК не требуется разрешение на строительство, возможна в порядке, установленном статьей 25.3 Закона о регистрации"

10.10.2014



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль