О договоре международной дорожной перевозки грузов

183

Вопрос

1) Предусмотрена ли действующим законодательством обязанность перевозчика грузов в международном автомобильном сообщении страховать свою ответственность за сохранность вверенного для перевозки груза? 2) Если нет, то как можно Покупателю, заказывающему услугу перевозки купленного товара, себя "подстраховать" на случай утраты или повреждения груза во время перевозки, за исключением страхования сохранности груза от своего имени? 3) На какие положения действующего законодательства Покупатель может рассчитывать, предъявляя претензии Перевозчику в случае утраты или повреждения при перевозке вверенного груза? 4) В чем отличие всего сказанного Вами в консультативном ответе в отношении Перевозчика, если Покупатель заключил договор не на "перевозку", а на "транспортно-экспедиционные услуги"?

Ответ

1. Нет. Ни Федеральным законом от 24.07.1998 № 127-ФЗ ни Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов данная обязанность не предусмотрена.

2. 3. В соответствии с п. 1 ст. 17 данной Конвенции перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки.

4. В российском законодательстве договор транспортной экспедиции относится к категории гражданско-правовых договоров об оказании услуг, являясь их самостоятельным подвидом, так как помимо самой перевозки в него включены элементы хранения и поручения. Однако в международной практике регулирование данных отношений не выделяется отдельно, т.е. применяется вышеназванная Конвенция по международной перевозке.

Вы можете сравнить ответственность перевозчика и экспедитора в соответствующих таблицах:

Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

Ответственность перевозчика по договору перевозки груза автомобильным транспортом

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Постановление Президиума ВАС РФ от 16.07.2013 № А27-7409/2011

«Как установлено судами и усматривается из материалов дела, между обществом (заказчиком) и компанией (исполнителем) заключен договор от 20.04.2009 на оказание транспортно-экспедиционных услуг при перевозках груза в международном автомобильном сообщении (далее — договор транспортной экспедиции, договор).

В соответствии с пунктом 1.1 договора его предметом является порядок взаимоотношений, возникающих между заказчиком и исполнителем при планировании, осуществлении и оплате транспортно-экспедиторских услуг при перевозках грузов в международном автомобильном сообщении.

Согласно пункту 2.1 договора взаимоотношения заказчика и исполнителя основываются на положениях Женевской конвенции и Протокола к ней от 05.07.78, Таможенной конвенции в международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) и Общих условиях работы германских экспедиторских фирм (новая редакция).*

Подтверждением факта оказания услуг является оригинал товарно-транспортной накладной установленного образца (CMR) с отметками грузоотправителя, перевозчика (экспедитора), получателя груза и таможенных органов, получаемыми заказчиком при прибытии груза на склад разгрузки (пункт 2.3 договора).Подпунктом 4.1.3 договора предусмотрено, что исполнитель обязан доставить вверенный заказчиком груз в указанный пункт назначения и сдать его уполномоченному лицу согласно товарно-транспортной накладной и переданным на месте погрузки и таможенного оформления документам.

Пунктом 6.1 договора ответственность исполнителя перед заказчиком по грузоперевозке определяется как ответственность перевозчика в соответствии с положениями Женевской конвенции.»

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

09.10.2014



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль