Перевозка пассажиров для обеспечения собственных нужд

1308

Вопрос

Наше предприятие санаторно-курортного типа. Структурным подразделением является детский лагерь. Вопрос касается транспорта. У нас имеются автобусы, с помощью которых мы перевозим сотрудников предприятия к месту работы и после окончания рабочего дня. Также на этом транспорте мы доставляем детей из различных точек области к месту отдыха. ГИБДД, основываясь на Приложении № 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 г. № 36 требует устанавливать тахографы на транспортные средства, которые перевозят наших сотрудников по месту (по населенному пункту. к месту работы и по окончании рабочего дня). Для перевозки детей мы открыли уведомление на начало предпринимательской деятельности. Однако на перевозку людей для собственных нужд предприятия лицензия/уведомление не требуется. Распространяется ли на нас исключение (при перевозке сотрудников предприятия), указанное в Приложении № 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 г. № 36: тахографами оснащаются транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн "за исключением: транспортных средств категории М2, М3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112"? Местное ГИБДД основывается на том, указанное исключение действует лишь на транспорт, который действует через автовокзалы, т.е. данная деятельность является их основной деятельностью?

Ответ

Нет, на перевозку пассажиров для обеспечения собственных нужд юридического лица, указанное в вопросе исключение, установленное в Приложении № 2 Приказа Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36, не распространяется.

Согласно ст.5Устава автомобильного транспорта (Федеральный закон от 8.11.2007г. № 259-ФЗ), перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси. Так как регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (наличие проездного билета) и относятся к перевозкам транспортом общего пользования — т.е. для любого гражданина (обязательны: наличие маршрута, расписания, остановочных пунктов и т.п.), перевозка работников организации и детей для собственных нужд организации не относится к регулярным перевозкам, ее можно отнести к перевозкам по заказам, так как других видов перевозок Устав автомобильного транспорта не предусматривает.

Учитывая, что «исключение» по оснащению тахографами ТС, указанное в приложении № 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 г. № 36, составляют только транспортные средства категории М2, М3, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112, оснащение ТС юридического лица в целях осуществления перевозок для собственных нужд является обязательным.

. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

«3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

4. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее — расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.*

5. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.

<...>

14. Остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.*

15. На указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций) размещается следующая информация:

а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа;

б) наименование остановочного пункта;

в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;

г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;

д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

е) надпись «По требованию» в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

ж) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

<...>

42. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.*

43. Билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении № 1. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов.«

2.Решение Братского районного суда Иркутской области от 18.06.2013г. № 2-663/2013

«Из сообщения межрегионального управления государственного автодорожного надзора по ... и ... № *** от **.**.**** следует, что школьные перевозки — это организованные перевозки учащихся, не относящиеся к перевозкам общего пользования: доставка учащихся в образовательные учреждения, развоз учащихся по окончании занятий, специальные перевозки групп учащихся при организации экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий, эти перевозки являются специальными перевозками учащихся. Перевозки детей, являются отдельным видом перевозок, к которым предъявляются соответствующие обязательные требования, обозначенные в нормативно-правовых документах. Школьные перевозки не связанны с осуществлением предпринимательской деятельности по предоставлению услуг пассажирам, поэтому в соответствии с п. 1.2.3.3. Приказа Минтранса РФ от 8 января 1997 года № 2, школьные перевозки относятся к специальным перевозкам, к которым также относятся вахтовые перевозки, доставка работников на производственные объекты, удаленные от общих линий городского пассажирского транспорта, в отдаленных районах сельской местности и т.д. В соответствии с пунктом 24 ст. 12 Федерального закона „О лицензировании отдельных видов деятельности“» от 4.05.2011 г. № 99-ФЗ подлежит лицензированию «деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);». Следовательно, перевозки для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя относятся к специальным перевозкам, которые не подлежат лицензированию. Тоже самое подтверждает статья 5 «Устава автомобильного транспорта» (Федеральный закон от 8.11.2007г. № 259-ФЗ), согласно которой перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси. Т.к. регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (наличие проездного билета) и относятся к перевозкам транспортом общего пользования — т.е. для любого гражданина. Поэтому, согласно Устава автомобильного транспорта, перевозки детей, можно отнести к перевозкам по заказам, так как других видов перевозок Устав автомобильного транспорта не предусматривает.*"

3.Постановление ФАС ВСО от 20.02.2009 № А33-5102/08

«Как установлено судом на основании материалов дела, общество осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, для обеспечения собственных нужд юридического лица (выполняет специальные перевозки по доставке работников из г. Минусинска, с. Знаменка в санаторий „Сосновый бор“). Доказательств того, что общество осуществляло перевозку лиц, приезжающих на санаторное лечение по путевкам, выполняло регулярные автобусные маршруты по перевозке пассажиров, имело утвержденные паспорта и схемы маршрутов, материалы дела не содержат*. В материалах дела лицензия с указанием лицензионных требований и условий также отсутствует.

Таким образом, установив, что общество не осуществляет лицензируемый вид деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, суд обоснованно признал, что проведение проверки по вопросам соблюдения лицензионных требований, которые распространяются только на субъектов, осуществляющих указанный лицензируемый вид деятельности, и вынесение на основании такой проверки оспариваемого предписания об устранении выявленных нарушений является неправомерным.»

10.09.2014

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.