О проведении проверки в определенный день

759

Вопрос

Какими нормативно-правовыми актами регулируется организация и проведение проверок органами прокуратуры. Уведомление о проведении проверки, сроки, необходимо ли непосредственно в момент проведения проверки уведомлять руководителя организации, необходимо ли участие в проверке должностных лиц проверяемой организации? (в нашем случае организация была уведомлена о проведении проверки в определенный день. В назначенный день к нам никто на проверку не пришел. После мы получили приглашение в прокуратуру для дачи пояснений по фактам выявленных нарушений (проверялся ж/д переезд, который расположен не на территории организации). Правомерно ли проведение проверки в данном случае без посещения организации, без уведомления в день проверки, о ее начале руководителя организации, без участия должного лица организации, ответственного за состояние ж/д переезда?

Ответ

Особенностью прокурорских проверок остается на сегодняшний день отсутствие четкого правового регулирования: кто проводит проверки, какие документы должны предъявить при проверке, предмет проверки, ее сроки, порядок ознакомления с материалами и т.д. На это обстоятельство уже обращал внимание Конституционный суд РФ в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.02.2000г. № 3-П: «в настоящее время законодательно не закреплены ни сроки, ни процедуры проверок, осуществляемых органами прокуратуры в порядке надзора». С момента принятия этого Постановления КС РФ прошло 14 лет, но ничего не изменилось. По этой причине не остается ничего иного, как руководствоваться при защите своих прав общими положениями ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», иными законами, разъяснениями Конституционного суда РФ, а также нормативно-правовыми актами Генеральной прокуратуры РФ.

Так, полномочия прокурора изложены в ст.22 Закона о Прокуратуре. Согласно данной статьи прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п.1 ст.21 Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Кроме того, Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Уведомлять о проведении проверки и (или) проводить проверку в присутствии должностных лиц проверяемого субъекта прокурор не обязан, в законе и иных нормативных актах такая обязанность не установлена.

В то же время, согласно Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 прокурорский надзор осуществляется гласно, то есть открыто.

Ч.. 2 ст. 5 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» позволяла отказывать прокуратуре в ознакомлении с материалами проверки, но Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П она признана несоответствующей Конституции РФ. Таким образом, проверяемые лица вправе знакомится с материалами проверки, за исключением документов, обладающих особым статусом (например, гостайна).

Учитывая изложенное, организация вправе ознакомится с материалами проверки и оценить достоверность выявленных нарушений. В случае, если выявленные нарушения не соответствуют действительности, можно признать обоснованным указание в объяснениях на данное обстоятельство (отсутствие выявленных нарушений, проведение проверки в отсутствие проверяемых лиц и ссылку на отсутствие в уведомлении о проверки указания конкретного объекта проверки в тот день). В дальнейшем при принятии решений на основании выводов проверки (например, возбуждение дела об административном правонарушении, вынесении постановления о привлечении лица к административной ответственности) организация будет вправе его оспаривать, в том числе в связи с недоказанностью (п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).

. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

<…>

«Статья 22. Полномочия прокурора

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона*;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

<…>

2.Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана»

«1. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 24 (часть 2), 29 (часть 4), 45, 46 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), пункт 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа.»*

<…>

10.03.2014



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.