Расходы за возврат поврежденного перевозчиком товара

1316

Вопрос

Вправе ли Поставщик взыскать с Покупателя расходы за возврат поврежденного Перевозчиком (и не принятого покупателем) товара?

Ответ

Поставщик вправе взыскать расходы, связанные с возвратом поврежденного перевозчиком товара с перевозчика.

Если в процессе перевозки или во время приемки и проверки груза были обнаружены его повреждение (порча), отправитель (получатель) может взыскать с перевозчика размер ущерба, провозную плату, если эта плата не входила в стоимость груза и проценты за пользование чужими денежными средствам, если перевозчик уклоняется от возмещения ущерба

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза

«Ответственность перевозчика (экспедитора) за нарушение обязательств по договорам перевозки и транспортной экспедиции устанавливается:

  • статьями 793–796 и 803 Гражданского кодекса РФ;
  • главой 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ);
  • главой 3 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о ТЭД);
  • договором перевозки или транспортной экспедиции.

Причем стороны не могут ограничить или устранить ответственность перевозчика (экспедитора), которая установлена законом (п. 2 ст. 793 ГК РФ, ст. 37 УАТ, ст. 11 Закона о ТЭД). Даже если условия об ограничении ответственности перевозчика (экспедитора) будут включены в договор, то грузоотправитель (клиент) легко сможет добиться признания такого условия недействительным в суде*.

Также стоит отметить, что суды при рассмотрении споров исходят из принципа добросовестности сторон при исполнении обязательств. На практике этим можно воспользоваться для защиты интересов клиента (грузоотправителя, грузополучателя). Так, по одному из дел суд взыскал с перевозчика убытки несмотря на то, что грузоотправитель сам передал груз водителю, основываясь на поддельных документах. При этом суд исходит из того, что отправитель «действовал добросовестно, предусмотрительно и разумно, и не мог предполагать, что... документы являются поддельными» (определение ВАС РФ от 28 ноября 2011 г. № ВАС-14712/11).

Как взыскать ущерб с перевозчика

Если в процессе перевозки груз был утрачен или во время приемки и проверки груза были обнаружены его недостача или повреждение (порча), отправитель (получатель) может взыскать с перевозчика:

  • размер ущерба, определенный согласно пункту 2 статьи 796 Гражданского кодекса РФ и части 7 статьи 34 УАТ (см. таблицу Определение размера ущерба в случае утраты, повреждения (порчи), недостачи груза перевозчиком);
  • провозную плату, если эта плата не входила в стоимость груза (п. 3 ст. 796 ГК РФ, ч. 9 ст. 34 УАТ);
  • проценты за пользование чужими денежными средствами (п. 1 ст. 395 ГК РФ), если перевозчик уклоняется от возмещения ущерба.

Кроме того, если договор перевозки содержит условие о неустойке за уклонение от возмещения ущерба при отсутствии оснований, то этим также нужно воспользоваться и предъявить соответствующее требование*.

Однако при наличии определенных условий перевозчик может быть освобожден от ответственности (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Для того чтобы суд взыскал с перевозчика заявленные грузоотправителем (заказчиком) суммы в счет возмещения ущерба, отправителю (получателю) груза необходимо:

  • зафиксировать факт утраты, повреждения или недостачи груза;
  • направить перевозчику претензию.

Фиксация факта несохранности груза

Это особо важно, поскольку впоследствии при рассмотрении спора в суде отправитель (получатель) должен будет доказывать факт возникновения ущерба и его сумму (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

В первую очередь нужно зафиксировать в транспортной накладной несоответствие между фактическими данными по наименованию, массе и количеству мест груза с данными, указанными в транспортной накладной. Эти записи должны быть заверены подписями представителей сторон и печатью грузополучателя.

Отправитель (получатель) груза составляет также акты об утрате груза, повреждении (порче) или недостачи груза (подп. «в» п. 79 ППГАТ), о чем отправитель (получатель) груза делает отметку в транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости. В отметке нужно кратко описать обстоятельства, послужившие основанием для ее проставления*.

Совет

УАТ и ППГАТ не дают наименования актам, которые должен составлять отправитель (получатель). Однакоcпункт 4 статьи 796 Гражданского кодекса РФ указывает на документы, в которых фиксируются причины несохранности груза или багажа, — «коммерческий акт, акт общей формы и т. п.». Кроме того, статья 119Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» и пункт 130Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112) содержат эти термины. Поэтому имеет смысл по аналогии использовать наименования «Коммерческий акт» и «Акт общей формы».

Внимание! Односторонние акты не будут подтверждать обстоятельства, которые являются основанием для возникновения ответственности перевозчика.

Их нужно составить в присутствии перевозчика или его представителя, причем перевозчик должен подписать эти акты.

Пример из практики: суд отказал заказчику в иске, так как тот представил в качестве доказательств акты, которые были составлены в одностороннем порядке, без участия перевозчика или его представителя

ООО «Т.» (заказчик) и индивидуальный предприниматель Я. (перевозчик) заключили договор перевозки. Позднее стороны подписали заявку на осуществление междугородной перевозки груза (тесто весом 20 тыс. кг).

В месте разгрузки было обнаружено, что продукция полностью разморожена и не пригодна для реализации, о чем комиссия в составе представителей ООО «В.» (грузополучатель) и ООО «Т.» составила акт.

ООО «Т.» обратилось в суд с иском о взыскании ущерба. При этом заказчик представил в материалы дела:

  • акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей;
  • акт экспертизы;
  • акт утилизации.

Суд отказал в удовлетворении иска, так как пришел к выводу, что заказчик не доказал наличия обстоятельств, на которых основаны его требования: «...названные документы составлены грузополучателем в одностороннем порядке, без участия перевозчика или его представителя» (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 июля 2011 г. по делу № А39-4138/2010).

Акт о приемке груза с расхождениями грузополучатель должен составить в день обнаружения утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза. Если это сделать невозможно, то в течение следующих суток (п. 80 ППГАТ). Количество экземпляров акта должно равняться числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем двум*.

Что делать, если перевозчик (уполномоченное лицо водитель-экспедитор) уклоняется от составления акта

В такой ситуации согласно пункту 80 ППГАТ отправитель (получатель) груза вправе составить акт без участия перевозчика. Однако для этого нужно предварительно уведомить его в письменной форме о составлении акта. На случай спора нужно иметь подтверждение того, что перевозчик получил это уведомление.

Если же договором установлена иная форма уведомления, то отправитель (получатель) груза должен ее соблюсти.

Акт должен содержать:

  • дату и место составления акта;
  • Ф.И.О. и должности лиц, которые участвуют в составлении акта;
  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
  • описание и фактический размер утраты, недостачи груза, повреждения (порчи) груза;
  • подписи участвующих в составлении акта сторон.

Что делать, если перевозчик отказывается подписывать акт об утрате, повреждении (порче) или недостаче груза

В таком случае согласно пункту 84 ППГАТ в акте нужно указать причину отказа в подписании акта. Однако это не будет гарантией того, что перевозчик в суде подтвердит свое присутствие при составлении акта. Скорее, наоборот, он будет утверждать, что его не было в это время.

Чтобы подстраховаться, отправителю (получателю) следует воспользоваться алгоритмом действий для ситуаций, когда перевозчик уклоняется от составления акта.

К акту нужно приложить результаты проведения экспертизы при условии, что она проводилась в установленном законом или согласованном сторонами порядке (п. 83 ППГАТ).

Пример из практики: суд взыскал с перевозчика убытки и проценты за пользование чужими денежными средствами, так как перевозчик подписал акт о несоответствии продукции по количеству и качеству, и в акте экспертизы было указано на нерабочее состояние рефрижераторной установки автомобиля

ООО «М.» (грузоотправитель) заключило с индивидуальным предпринимателем Л. (перевозчик) договор перевозки грузов автомобильным транспортном.

Согласно заявке Л. доставил груз. Однако при разгрузке приемочная комиссия с участием грузополучателя зафиксировала нарушение температурного режима доставки груза и составила акт-претензию о несоответствии продукции по количеству и качеству. Перевозчик подписал указанный акт.

Кроме того, в акте экспертизы торгово-промышленной палаты указано на нерабочее состояние рефрижераторной установки автомобиля, что не соответствует нормам о хранении и перевозке каждого наименования товара.

Суд взыскал с перевозчика убытки в размере стоимости испорченного товара и проценты за пользование чужими денежными средствами (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 июня 2010 г. по делу № А45-22031/2009).

Предъявление перевозчику претензии

После того как у отправителя (получателя) груза на руках будут транспортная накладная с отметками о несохранности груза и соответствующий акт, перевозчику необходимо направить претензию (обязательный претензионный порядок установлен п. 1 ст. 797 ГК РФ и ч. 2 ст. 39 УАТ). Причем это должно быть сделано в течение срока исковой давности, который равен одному году (п. 3 ст. 797 ГК РФ). Указанный срок исчисляется:

  • со дня выдачи груза (в случае недостачи, повреждения (порчи) груза);
  • со дня признания груза утраченным (в случае утраты груза).

Претензия должна содержать:

  • дату и место составления;
  • полное наименование (Ф.И.О.), адрес местонахождения (юридического лица) или местожительства отправителя (получателя) груза (в зависимости от того, кто направляет претензию);
  • адрес местонахождения перевозчика, его полное наименование (если это юридическое лицо) или Ф.И.О. (если это индивидуальный предприниматель);
  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
  • обоснование, расчет и сумма претензии по каждому из предъявленных перевозчику требований;
  • перечень прилагаемых документов, которые подтверждают обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками, заявка на перевозку грузов, заключение экспертизы, фотографии и т. д.);
  • Ф.И.О., должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.

Претензию нужно составить в двух экземплярах, один из которых отправляется перевозчику, а другой остается у отправителя (получателя) груза.

Претензию целесообразно направлять почтой с обязательным уведомлением о вручении либо передавать под подпись уполномоченному лицу перевозчика, который должен указать полностью свои данные: должность, Ф.И.О., дату и при наличии поставить штамп или печать перевозчика.

Только после того, как перевозчик откажется (полностью или частично) удовлетворить претензию либо грузоотправитель (грузополучатель) не получит ответа на нее течение 30 дней после вручения, можно будет подать иск в суд (ст. 41 УАТ).

При этом необходимо учесть, что согласно пункту 3 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса РФ иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по местонахождению перевозчика (исключительная подсудность).

Внимание! Если грузоотправитель (грузополучатель) пропустит срок исковой давности, то суд может отказать в иске*.

Для этого достаточно, чтобы перевозчик подал заявление о пропуске этого срока исковой давности (п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12 ноября 2001 г. № 15, Пленума ВАС РФ от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).

Однако если суд признает причины пропуска уважительными и если не истекли сроки на подачу апелляционной (ст. 259 АПК РФ) или кассационной (ст. 276 АПК РФ) жалоб, заявлений о пересмотре судебного акта в порядке надзора (ст. 292 АПК РФ) или по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 312 АПК РФ), то может восстановить пропущенный срок (п. 2 ст. 117 АПК РФ).

Как взыскать ущерб с экспедитора

Если при оказании экспедиционных услуг груз был утрачен или во время приемки и проверки груза были обнаружены его недостача или повреждение (порча), клиент может взыскать с экспедитора:

  • реальный ущерб в соответствии с положениями пункта 1 статьи 7 Закона о ТЭД (см. таблицу Определение размера ущерба в случае утраты, повреждения (порчи), недостачи груза экспедитором);
  • упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, которые произошли по вине экспедитора (п. 4 ст. 7 Закона о ТЭД);
  • ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (если это было предусмотрено договором);
  • проценты за пользование чужими денежными средствами (п. 1 ст. 395 ГК РФ), если экспедитор уклоняется от возмещения ущерба.

Однако если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, он не будет нести ответственность перед клиентом (п. 1 ст. 7 Закона о ТЭД). Перечень таких обстоятельств ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон о ТЭД не раскрывают. При возникновении спора экспедитор будет обязан доказывать, что им при перевозке были приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза.

Пример из практики: суд взыскал c экспедитора ущерб, причиненный недостачей груза, и указал, что вина экспедитора презюмируется и он сам должен доказать обратное

Между ООО «В.» (экспедитор) и ООО «Л.» (клиент) был заключен договор транспортной экспедиции.

Во время получения груза со склада экспедитора грузополучатель выявил признаки повреждения упаковки груза, а именно: «на коробке присутствовал двойной прозрачный скотч, наклеенный поверх фирменного разрезанного, и выявлена недостача на сумму 37 344 руб., что подтверждается записью в товарной накладной № 51826».

Так как экспедитор оставил претензию клиента без удовлетворения, то ООО «Л.» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 37 344 руб. ущерба, причиненного частичной недостачей груза.

Суд, руководствуясь статьями 803, 805 Гражданского кодекса РФ и статьями 6, 7 Закона о ТЭД, указал: «... вина экспедитора презюмируется, обратное должен доказать экспедитор. Следовательно, в данном случае именно [ООО „В.“] должно представить доказательства того, что им приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза, а его утрата произошла вследствие непредотвратимых обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, начало боевых действий в районе осуществления перевозок, принятие органом государственной власти Российской Федерации, органом власти субъекта Российской Федерации или органом муниципальной власти нормативного акта, препятствующего исполнению сторонами своих обязательств)».

Поскольку экспедитор не представил указанных доказательств, суд удовлетворил исковые требования в полном объеме (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2012 г. по делу № А19-14651/2011).

См. также Возгорание транспортного средства не является force major.

Однако суд по аналогии может применить положения об освобождении от ответственности перевозчика (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Внимание! Если экспедитор докажет, что нарушение вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, его ответственность будет ограниченной.

В таком случае он будет нести ответственность по правилам перевозки грузов (ст. 803 ГК РФ).

Это правило не действует, если неблагоприятные последствия возникли по причине действия или бездействия экспедитора, которые он совершил умышленно или по грубой неосторожности.

Чтобы суд взыскал с экспедитора возмещение ущерба, клиенту необходимо:

  • зафиксировать факт утраты, повреждения или недостачи груза;
  • уведомить экспедитора об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза;
  • направить экспедитору претензию.

Уведомление об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза

Получатель во время приема груза должен уведомить экспедитора об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза. Причем в этом уведомлении нужно обязательно указать общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза (п. 1 ст. 8 Закона о ТЭД).

Внимание! Если получатель во время получения груза не уведомит экспедитора о несохранности груза, то считается, что он получил груз неповрежденным.

Эта презумпция установлена пунктом 1 статьи 8 Закона о ТЭД, и на практике опровергнуть ее очень сложно.

Пример из практики: суд отказал заказчику во взыскании убытков, так как с момента передачи груза получателю до момента уведомления экспедитора о его повреждении прошло пять дней

12 января 2009 года при выгрузке груза из контейнера было обнаружено повреждение товара.

Заказчик обратился в арбитражный суд с иском к экспедитору о взыскании суммы реального ущерба и упущенной выгоды. Однако не представил доказательств того, что грузополучатель во время выдачи ему груза уведомил в письменной форме экспедитора о повреждении груза. Претензия не была принята в качестве надлежащего доказательства, «поскольку с момента передачи груза получателю (12.01.2009) до момента уведомления экспедитора о его повреждении (16.01.2009) груз находился в распоряжении истца в течение 5 дней, поэтому в данном случае экспедитор не несет ответственность за повреждение груза после передачи его получателю» (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 апреля 2010 г. по делу № А19-11435/09).

Однако указанная норма содержит оговорку «если не доказано иное». То есть если груз по поручению экспедитора сдал перевозчик и сведения о недостаче, повреждении груза были указаны в акте и транспортной накладной, то эти документы и будут служить доказательством, что экспедитор извещен о несохранной перевозке груза. Соответственно, есть основания, чтобы выставить претензии и подать иск о возмещении ущерба экспедитору, который в последующем может в порядке регресса перевыставить претензию фактическому перевозчику (при наличии его вины).

Если установить несохранность груза при приеме груза обычным способом не было возможности, то получатель или уполномоченное им лицо может уведомить экспедитора в течение 30 календарных дней со дня приема груза. Такая ситуация может возникнуть при перевозке сложного оборудования (например, двигателей, станков с программным управлением), когда внутренние повреждения могут проявиться лишь спустя некоторое время после начала эксплуатации. При этом датой уведомления будет считаться дата, когда экспедитор получит уведомление.

Предъявление претензии экспедитору

Условие об обязательном предъявлении экспедитору претензии установлено пунктом 1 статьи 12 Закона о ТЭД.

К претензии нужно приложить следующие документы:

  • документы, которые подтверждают право на предъявление претензии;
  • документы, которые подтверждают количество и стоимость отправленного груза.

Совет

Закон о ТЭД устанавливает обязанность прикладывать к претензии указанные документы в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии. Однако прикладывать оригиналы документов к претензии не следует. Это связано с тем, что если экспедитор отклонит претензию и оригиналы при пересылке по различным причинам будут утрачены, то будет весьма затруднительно взыскать ущерб в судебном порядке.

В отличие от порядка предъявления претензии перевозчику претензии к экспедитору можно предъявить лишь в течение шести месяцев со дня, который следует за днем, когда груз должен быть выдан (п. 4 ст. 12 Закона о ТЭД).

Можно ли предъявить претензию (по поводу утраты, повреждения или недостачи груза) по истечении шестимесячного срока

Это возможно, но экспедитор будет сам решать, принимать ему претензию для рассмотрения или нет. Все зависит от того, признает ли он причину пропуска шестимесячного срока уважительной (п. 6 ст. 12 Закона о ТЭД). Вероятность такого признания очень мала*.

Однако экспедитор должен будет направить в адрес клиента (грузополучателя) соответствующее сообщение (о признании причины срока неуважительной или уважительной). Если он этого не сделает, то суд может отклонить довод экспедитора о пропуске срока для предъявления претензии.

Кроме того, нужно иметь в виду, что этот срок не является пресекательным и его пропуск не препятствует рассмотрению в суде спора по существу.

Пример из практики: суд отклонил доводы о пропуске клиентом срока на предъявление претензии, так как экспедитор не представил доказательств признания причин пропуска этого срока неуважительными

Во время перевозки ООО «А.» (экспедитор) допустило утрату части груза, о чем была сделана запись в товарной накладной от 28 августа 2008 года.

4 марта 2009 года ЗАО «Н.» (клиент) направило экспедитору претензию о возмещении стоимости утраченного груза. Так как ответа не последовало, клиент обратился в арбитражный суд.

Суд отклонил доводы ответчика о пропуске клиентом срока на предъявление претензии об утрате груза: «...в материалах дела отсутствуют доказательства не признания ответчиком причин пропуска срока предъявления претензии истцом уважительными. Ответчиком в адрес истца не направлено соответствующих сообщений. Кроме того, в отзыве ответчика на исковое заявление... также не было указано о том, что ответчиком причины пропуска срока на предъявление истцом претензии признаны не уважительными. С учетом этого пропуск шестимесячного срока следует признать уважительным...».

Суд удовлетворил исковые требования в полном объеме (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2010 г. № 17АП-12467/2009-ГК по делу № А60-24458/2009).

После того как экспедитор откажется (полностью или частично) удовлетворить претензию либо клиент (грузополучатель) не получит от него ответа в течение 30 дней, можно будет подать иск в суд.

Срок исковой давности составляет один год и начинает течь также со дня, который следует за днем, когда груз должен быть выдан (ст. 13 Закона о ТЭД). Шестимесячный срок для предъявления претензии входит в срок исковой давности, не продлевает его, не приостанавливает и не прерывает.

Если грузоотправитель (грузополучатель) пропустит срок исковой давности и перевозчик подаст заявление с указанием о пропуске этого срока, то суд может отказать в иске.

Пример из практики: суд отказал клиенту в удовлетворении иска, так как тот пропустил срок исковой давности

На основании поручения экспедитору от 30 января 2008 года ООО «П.» (экспедитор) принял для перевозки груз (оборудование). Однако при приемке и осмотре груза 6 февраля 2008 года было обнаружено, что при перевозке груз поврежден и непригоден к использованию. О выявленных повреждениях в тот же день был составлен акт, который подписал представитель экспедитора-ответчика.

8 сентября 2009 года ООО «Т.» (клиент) обратилось в арбитражный суд о взыскании убытков, причиненных повреждением груза. В отзыве на исковое заявление экспедитор заявил о пропуске клиентом срока исковой давности.

Решением суда в удовлетворении исковых требований было отказано. При этом суд указал: «...истец, получив 06.02.2008 года груз, узнал о выявленных повреждениях, возникших при перевозке, а следовательно, о нарушении своего права. Соответственно, право на предъявление иска у истца возникло 07.02.2008 года, и... срок исковой давности истек 09.02.2009 года» (постановление ФАС Московского округа от 3 ноября 2010 г. № КГ-А40/11306-10 по делу № А40-119630/09-102-888)«.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

30.09.2014

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.