Надземная теплотрасса

2096

Вопрос

Является ли теплотрасса надземная объектом недвижимости? И требуется ли для ее строительства разрешение на строительство?

Ответ

Надземная теплотрасса может относиться к недвижимому имуществу, права на которые подлежат государственной регистрации.

Основной признак, который позволяет отнести объекты гражданского оборота к недвижимому имуществу (ст.130 ГК РФ) — присутствие прочной связи с землей (т.е. объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба их назначению невозможно). В Письме Минфина России от 11.04.2013 № 03-05-05-01/11960 также разъяснено, что под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно. Данным признаком может обладать и надземная теплотрасса. В спорных ситуациях, вопрос отнесения сооружения к недвижимому имуществу может быть разрешен путем назначения судебной экспертизы (см. Постановление ФАС ВВО от 11.03.2014 № А79-3241/2013).

По общему правилу строительство объектов недвижимости должно осуществляться на основании разрешения на строительство. Однако в соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Надземная теплотрасса может быть отнесена к вспомогательному объекту недвижимости, в случае, если она выполняет вспомогательную функцию для какого-либо основного объекта (см. Постановление ФАС ВВО от 11.03.2014 № А79-3241/2013).

Между тем, градостроительный Кодекс РФ не дает определение понятию «объект вспомогательного использования». При этом согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с утвержденным приказом Росстандарта от 23.12.2010 № 1059-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования» к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.

В Постановлении 12ААС от 28.06.2012 г. № А57-11609/2011 также указано, что: «определение понятия «строения и сооружения вспомогательного использования», дается в Разъяснении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № КЧ-48/981 от 10 октября 2006 г. — Под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований». Кроме того, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВВО ОТ 11.03.2014 № А79-3241/2013

«В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122) права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

В государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства либо, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац 4, 8 пункта 1 статьи 20 Закона N 122).

Из материалов дела видно, что в качестве основания для отказа в государственной регистрации прав Управление указало на непредставление Обществом правоустанавливающих документов об объектах недвижимого имущества, что свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данные объекты недвижимого имущества и препятствует проведению регистрации.

Согласно статьям 218 и 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь приобретается лицом, если она изготовлена или создана с соблюдением закона и иных правовых актов; право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (пункт 1 статьи 25 Закона N 122).

Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона N 122 основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.*

Из материалов дела видно, что подземная кабельная сеть связи в составе трех подземных монолитных железобетонных смотровых камер, подземная водопроводная сеть электропередачи в составе трех подземных монолитных железобетонных смотровых камер, подземная кабельная сеть электропередачи в составе четырех подземных монолитных железобетонных смотровых камер, надземная теплотрасса на бетонированных металлических опорах являются вспомогательными объектами по отношению к основному объекту — пункту оказания первой медицинской помощи.

В экспертных заключениях от 28.05.2013 и 14.06.2013 (имеющихся в материалах дела), выполненных обществом с ограниченной ответственностью «НПФ Рубин», указано, что спорные объекты прочно связаны с земельным участком, выполняют вспомогательную функцию для основного объекта — здания пункта оказания первой медицинской помощи спортивного комплекса; объекты не могут использоваться по самостоятельному назначению вне связи с пунктом оказания первой медицинской помощи спортивного комплекса.*

Право собственности Общества на пункт оказания первой медицинской помощи спортивного комплекса, расположенного по проспекту Тракторостроителей, дом 7а зарегистрировано Управлением 23.10.2012 (свидетельство о государственной регистрации права серии 21 АД 741382).

Оценив представленные в материалы дела экспертные заключения от 28.05.2013, 14.06.2013, технический и кадастровый паспорта здания (дом 7а) и иные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды пришли к правильному выводу о том, что спорные объекты не являются составной частью основного объекта (спортивного комплекса), а представляют собой вспомогательные объекты, что исключает необходимость получения разрешения на их строительство и ввод в эксплуатацию в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.* В связи с изложенным у Управления отсутствовали правомочия требовать предоставления Обществом дополнительных документов, подтверждающих законность создания спорных дополнительных сооружений, поэтому суды обоснованно признали оспариваемый отказ в государственной регистрации незаконным и удовлетворили заявление Общества".

30.09.2014

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.