Отказ в предоставлении участка в собственность

120

Вопрос

Заключен договор аренды земельного участка в 2007 г. для строительства индивидуального жилого дома. В 2012 г. договор аренды продлен. В 2014 г. был достроен индивидуальный жилой дом, получено свидетельство о регистрации права собственности на него. Мы обратились в Комитет по земельным ресурсам, с заявлением о передаче в собственность земельного участка для эксплуатации жилого дома в рамках статьи 36 Земельного кодекса. Был получен отказ, в предоставлении в собственность земельного участка, в связи с нахождением его в зоне подлета Аэропорта города Астрахани. Законный ли это отказ. И можете предоставить судебную практику по городу Астрахань, касающуюся этого вопроса.

Ответ

Законность отказа в предоставлении участка в собственность зависит от категории и вида разрешенного использования земельного участка. В соответствии с пунктом 8 статьи 28 ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности аэропортах или отведенные для их развития. Однако как следует из вопроса, учитывая, что строительство дома осуществлялось на основании разрешения на строительство, земельный участок должен относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием под ИЖС. Сам факт нахождения участка в границах приаэродромной территории не влияет на возможность предоставления данного участка в аренду или собственность, в связи с чем, оснований для отказа предоставления участка в собственность на данный момент не усматривается (судебная практика оспаривания отказа в предоставлении участка в собственность по данному основанию не представлена). Однако следует отметить, что в случае, если строительство велось в границах приаэродромной территории без согласования с аэродромом, аэродром (организация) может попытаться признать выданное разрешение на строительство индивидуального дома незаконным (см. Постановление ФАС ДВО от 06.05.2014 № А59-3422/2013).

Федеральным законодательством РФ установлено, что для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов — окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации. В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома. Судебная практика исходит из того, что без получения от собственника аэродрома разрешения на строительство, в выдаче разрешения на строительство органами местного самоуправления может быть отказано, а выданное разрешение на строительство может быть признано незаконным (см. Постановление ФАС СКО от 06.06.2011 № А32-24340/2010, Постановление ФАС ВСО от 28.04.2011 № А33-7655/2010, оставленным без изменения Постановлением Президиума ВАС РФ от 11.10.2011 № 6474/11.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Воздушный кодекс Российской Федерации

«Статья 46. Строительство в пределах приаэродромной территории

Проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома*».

2.Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации (с изменениями на 19 июля 2012 года)»

«58. Для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов — окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома*».

3. Как оформить приобретение земельного участка

"Особенности выкупа земельного участка собственником здания (приватизация)

Распространены случаи, когда организация приобретает (или уже имеет в собственности) здание или сооружение на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Само такое здание зачастую не представляет никакой ценности (впоследствии сносится). Но оно ценно тем, что дает возможность получить в собственность (приватизировать) земельный участок.

Оформить приобретение земельного участка можно путем приватизации, когда собственник владеет зданием, расположенным на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений (абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ).*

Для приобретения прав на такой земельный участок нужно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок (абз. 1 п. 5 ст. 36 ЗК РФ).

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. № 475. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов за исключением документов, предусмотренных этим перечнем (абз. 3 п. 5 ст. 36 ЗК РФ).

Пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ установил следующие порядок и сроки, тем самым детально регламентировав действия органов государственной власти:

  • органы государственной власти должны в месячный срок со дня поступления заявления принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или (в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ) на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 6 ст. 36 ЗК РФ);
  • затем в течение месяца с даты принятия решения о предоставлении земельного участка орган государственной власти осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).

Важно отметить, что после подачи частным лицом заявки на приватизацию земельного участка в соответствии со статьей 36Земельного кодекса РФ этот участок не может быть расформирован в административном порядке по заявке публичного собственника земли. Такой вывод сделал Президиум ВАС РФ в постановлении от 20 октября 2010 г. № 6200/10.

Внимание! (167,923) Площадь части земельного участка, занятой зданием и необходимой для его использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ (п. 2 ст. 35 ЗК РФ). Таким образом, земельный участок можно оформить в границах исходя из утвержденных норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации (п. 3 ст. 33 ЗК РФ).

Закон не устанавливает четких критериев определения площади испрашиваемого земельного участка. В одном случае, когда площадь испрашиваемого земельного участка превышала площадь строения в 13,9 раза, было отказано в предоставлении в собственность земельного участка под нежилым зданием (постановление ФАС Московского округа от 23 марта 2009 г. № КГ-А41/1979-09 по делу № А41-15328/08). В другом случае, когда площадь участка превышала площадь строений в 55,1 раза, заявленные требования об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка были удовлетворены (постановление ФАС Московского округа от 9 августа 2010 г. № КГ-А41/8090-10-П по делу № А41-10854/09)"

26.09.2014

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.