Процедура выхода лица из состава учредителей

1792

Вопрос

Некоммерческая организация осуществляет образовательную деятельность (организационно-правовая форма организации - НОУ (негосударственное образовательное учреждение), учреждена 4 учредителями). В соответствии с последними изменениями в ГК необходимо провести преобразование некоммерческой организации в АНО (автономную некоммерческую организацию) с целью приведения наименования, в частности организационно-правовой формы в соответствие с требованиями ГК. Для регистрации изменений необходимо подготовить протокол-решение о преобразовании, заявление по форме 12001 и заверить его у нотариуса, после чего подать в Минюст на регистрацию. Протокол-решение, указанный выше в соответствии с законом о некоммерческих организаций необходимо принимать и подписывать всеми учредителями организации. Один из учредителей организации умер, нотариус без подписи умершего учредителя отказывается заверять заявление. Вопрос: необходимо ли каким-то образом умершего участника некоммерческой организации вывести из состава участников и исключить из ЕГРЮЛ, после чего проводить преобразование в форме реорганизации, либо осуществлять процедуру реорганизации со старым составом учредителей, но как быть в данном случае с подписью участника в протоколе-решении?

Ответ

Процедура выхода лица из состава учредителей НКО заключается в следующем:

* учредители НУО на основании документов, которые подтверждают невозможность участия учредителя в управлении НОУ, принимают решение о прекращении его полномочий, если иной порядок прекращения полномочий не предусмотрен уставом НКО (пункт 4 статьи 123.21 ГК РФ, пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ);

* Исполнительный орган НОУ в течение трех рабочих дней подает в регистрирующий налоговый орган заявление по форме Р14001 об исключении из ЕГРЮЛ сведений об учредителе с приложение копии протокола (подп.«д» пункта 1, пункт 5 статьи 5, пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). При подаче документов в регистрирующий налоговый орган Вы можете ориентироваться на рекомендацию ниже (по аналогии с указанной процедурой для ООО).

Порядок действий при выходе лица из состава учредителей частного образовательного учреждения подтверждается судебной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.08.2006 № 5244/06; Постановление ФАС ПО от 05.02.2008 № А12-11915/06-С30; Постановление 3ААС от 02.04.2014 № 03АП-133/2014).

Следует отметить, что существует судебная практика, которая устанавливает, что состав учредителей фонда формируется при его учреждении и в дальнейшем не может быть ни расширен, ни сокращен (Постановления 15ААС от 26.06.2014 № 15АП-8079/2014; от 26.02.2013 № 15АП-765/2013; от 19.04.2012 № 15АП-3707/2012).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Кто должен подавать и получать документы при регистрации ООО.

«Когда все документы для регистрации общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО) готовы, возникает вопрос, кто должен подать их на регистрацию. Из закона следует, что это может быть заявитель или его представитель, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности.

На практике сложился определенный порядок. Если следовать ему, зарегистрировать ООО можно быстро и без лишних задержек.

Лицо, выступающее заявителем при государственной регистрации ООО

При государственной регистрации ООО документы в регистрирующий орган обычно представляет заявитель, а именно*:

  • учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица*.

Такое правило установлено в пункте 2 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н; далее — Административный регламент).

Когда документы на регистрацию подает лично заявитель, удостоверять у нотариуса подпись на заявлении не нужно (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации)).

Вправе ли будущий генеральный директор создаваемого ООО подписать и подать заявление о государственной регистрации (131,72545)

Вправе ли один из учредителей подписать заявление и подать документы на государственную регистрацию (131,72546)

Процедура представления документов в регистрирующий орган

Подать в регистрирующий орган заявление, подписанное заявителем, вправе как сам заявитель, так и его представитель, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности (абз. 2 п. 1 ст. 9 Закона о государственной регистрации)*.

Кроме того, заявление можно направить по почте с объявленной ценностью и описью вложения (или передать с курьером), направить в электронной форме (например, через портал госуслуг) или подать через многофункциональный центр (п. 1 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 37 Административного регламента).

Когда регистрирующий орган получит документы, он выдаст расписку заявителю или его представителю, действующему на основании нотариальной доверенности. Если подать документы в многофункциональный центр, расписку выдаст центр (п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Если документы поданы в электронной форме, расписку представят также в электронной форме (абз. 3 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Внимание! (167,2076) В некоторых инспекциях присутствие заявителя или представителя, действующего по нотариальной доверенности, необходимо также для того, чтобы занять очередь на представление документов.

Особый порядок приема документов от заявителей может быть установлен внутренним документом налоговой инспекции*. Такие правила не всегда основаны на законе, однако признавать их незаконными и не подлежащими применению нужно в судебном порядке, а это займет несколько месяцев.

Совет (166,1511)

При непосредственном представлении документов на регистрацию рекомендуем попросить сотрудника инспекции, принимающего их, при вас просмотреть документы на наличие недостатков, также у него можно уточнить те моменты, в которых вы сомневаетесь (если такие имеются). Если сотрудник не откажет, то явные недостатки (при их наличии) могут быть выявлены сразу и будет возможность исправить их, не дожидаясь отказа. Напомним, что такое «экспресс-консультирование» не является обязанностью сотрудников налоговой инспекции.

Документы на регистрацию также можно направить по почте (с объявленной ценностью и описью вложения) или в электронной форме (п. 1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

В таких случаях налоговая инспекция в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляет заявителю по почте или в электронной форме расписку в получении документов. Срок для исполнения регистрационных действий будет исчисляться со дня, следующего за днем поступления документов в налоговую инспекцию.

Такие правила установлены статьей 9 Закона о государственной регистрации.

Получение документов по результату государственной регистрации

Получить документы по результату государственной регистрации может как заявитель, так и лицо, действующее от его имени на основании нотариальной доверенности*. Если документы были поданы через многофункциональный центр, то документы выдаст центр (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации).

Если документы поданы в электронной форме, документы, подтверждающие регистрацию (или отказ), представят также в электронной форме. Документы в письменном виде можно получить в регистрирующем органе по запросу (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации).

При успешном прохождении процедуры госрегистрации сотрудник инспекции выдает следующие документы*:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • устав, заверенный печатью налоговой инспекции;
  • выписку из ЕГРЮЛ.

Совет (166,1512)

При получении документов необходимо сразу же внимательно проверить данные во всех полученных документах.

Нередко налоговые органы допускают ошибки, которые могут стать серьезной проблемой при взаимодействии ООО с фондами обязательного страхования, банками и контрагентами. Исправление таких ошибок в случае их несвоевременного обнаружения может занять несколько месяцев.

В случае отказа в государственной регистрации сотрудник инспекции выдает соответствующее решение об отказе, в котором указано, что стало основанием для его принятия.

Совет (166,1513)

Нередко налоговые органы в качестве основания для отказа в решении указывают не то, что действительно стало причиной отказа, а формулировку, соответствующую требованиям Закона о государственной регистрации. Поэтому имеет смысл попросить пояснений у сотрудника, выдавшего решение, или у того, кто уполномочен на комментирование отказов. Устные пояснения причин отказа не помогут оспорить решение налоговой инспекции, но могут помочь избежать отказа при повторном обращении с заявлением о регистрации.

Документ, подтверждающий оплату госпошлины, не возвращается. Пошлина считается уплаченной за госрегистрацию, даже если вынесено решение об отказе. По закону отказ не является основанием для возврата суммы пошлины (п. 4 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ, постановление ФАС Московского округа от 7 апреля 2011 г. по делу № А40-21625/2010).

Не возвращаются и иные документы, поданные на регистрацию. Они остаются у налоговых органов, в регистрационном деле. Таким образом, для повторного представления документов на госрегистрацию придется собрать новый пакет документов, исправив допущенные ошибки. Особенно это нужно помнить тем, кто регистрирует компанию, среди учредителей которой есть иностранные юридические лица".

24.09.2014

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.