Между двумя компаниями заключен договор транспортной экспедиции

312

Вопрос

Между двумя компаниями заключен договор транспортной экспедиции. Экспедитор обязался доставить товар заказчику из Владивостока в Москву. При этом, экспедитор заключил договор с ВОХР для сопровождения груза в пути. Имеет ли право заказчик подать претензию ВОХР напрямую, не имея с ней договорных отношений? Либо нужно писать претензию на Экспедитора?

Ответ

: По общему правилу претензию необходимо направить экспедитору.
Если при оказании экспедиционных услуг груз был утрачен или во время приемки и проверки груза были обнаружены его недостача или повреждение (порча), клиент может взыскать с экспедитора реальный ущерб в соответствии с положениями пункта 1 статьи 7 Закона о ТЭД; упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, которые произошли по вине экспедитора (п. 4 ст. 7 Закона о ТЭД); ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (если это было предусмотрено договором); проценты за пользование чужими денежными средствами (п. 1 ст. 395 ГК РФ), если экспедитор уклоняется от возмещения ущерба. Чтобы суд взыскал с экспедитора возмещение ущерба, клиенту необходимо: зафиксировать факт утраты, повреждения или недостачи груза; уведомить экспедитора об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза; направить экспедитору претензию. Направление претензии экспедитору обязательно в силу ст.12 ФЗ от 30.06.2003 № 87-ФЗ.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза

«Как взыскать ущерб с экспедитора

Если при оказании экспедиционных услуг груз был утрачен или во время приемки и проверки груза были обнаружены его недостача или повреждение (порча), клиент может взыскать с экспедитора:

  • реальный ущерб в соответствии с положениями пункта 1 статьи 7 Закона о ТЭД (см. таблицу Определение размера ущерба в случае утраты, повреждения (порчи), недостачи груза экспедитором);
  • упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, которые произошли по вине экспедитора (п. 4 ст. 7 Закона о ТЭД);
  • ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (если это было предусмотрено договором);
  • проценты за пользование чужими денежными средствами (п. 1 ст. 395 ГК РФ), если экспедитор уклоняется от возмещения ущерба.

Однако если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, он не будет нести ответственность перед клиентом (п. 1 ст. 7 Закона о ТЭД). Перечень таких обстоятельств ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон о ТЭД не раскрывают. При возникновении спора экспедитор будет обязан доказывать, что им при перевозке были приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза.

Пример из практики: суд взыскал c экспедитора ущерб, причиненный недостачей груза, и указал, что вина экспедитора презюмируется и он сам должен доказать обратное

См. также Возгорание транспортного средства не является force major.

Однако суд по аналогии может применить положения об освобождении от ответственности перевозчика (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Внимание! (167,421) Если экспедитор докажет, что нарушение вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, его ответственность будет ограниченной.

В таком случае он будет нести ответственность по правилам перевозки грузов (ст. 803 ГК РФ).

Это правило не действует, если неблагоприятные последствия возникли по причине действия или бездействия экспедитора, которые он совершил умышленно или по грубой неосторожности.

Чтобы суд взыскал с экспедитора возмещение ущерба, клиенту необходимо:

  • зафиксировать факт утраты, повреждения или недостачи груза;
  • уведомить экспедитора об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза;
  • направить экспедитору претензию.*

Уведомление об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза

Получатель во время приема груза должен уведомить экспедитора об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза. Причем в этом уведомлении нужно обязательно указать общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза (п. 1 ст. 8 Закона о ТЭД).

Внимание! (167,422) Если получатель во время получения груза не уведомит экспедитора о несохранности груза, то считается, что он получил груз неповрежденным.

Эта презумпция установлена пунктом 1 статьи 8 Закона о ТЭД, и на практике опровергнуть ее очень сложно.

Пример из практики: суд отказал заказчику во взыскании убытков, так как с момента передачи груза получателю до момента уведомления экспедитора о его повреждении прошло пять дней

Однако указанная норма содержит оговорку «если не доказано иное». То есть если груз по поручению экспедитора сдал перевозчик и сведения о недостаче, повреждении груза были указаны в акте и транспортной накладной, то эти документы и будут служить доказательством, что экспедитор извещен о несохранной перевозке груза. Соответственно, есть основания, чтобы выставить претензии и подать иск о возмещении ущерба экспедитору, который в последующем может в порядке регресса перевыставить претензию фактическому перевозчику (при наличии его вины).

Если установить несохранность груза при приеме груза обычным способом не было возможности, то получатель или уполномоченное им лицо может уведомить экспедитора в течение 30 календарных дней со дня приема груза. Такая ситуация может возникнуть при перевозке сложного оборудования (например, двигателей, станков с программным управлением), когда внутренние повреждения могут проявиться лишь спустя некоторое время после начала эксплуатации. При этом датой уведомления будет считаться дата, когда экспедитор получит уведомление.

Предъявление претензии экспедитору

Условие об обязательном предъявлении экспедитору претензии установлено пунктом 1 статьи 12 Закона о ТЭД.

К претензии нужно приложить следующие документы:

  • документы, которые подтверждают право на предъявление претензии;
  • документы, которые подтверждают количество и стоимость отправленного груза.

Совет (166,333)

Закон о ТЭД устанавливает обязанность прикладывать к претензии указанные документы в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии. Однако прикладывать оригиналы документов к претензии не следует. Это связано с тем, что если экспедитор отклонит претензию и оригиналы при пересылке по различным причинам будут утрачены, то будет весьма затруднительно взыскать ущерб в судебном порядке.

В отличие от порядка предъявления претензии перевозчику претензии к экспедитору можно предъявить лишь в течение шести месяцев со дня, который следует за днем, когда груз должен быть выдан (п. 4 ст. 12 Закона о ТЭД).

Можно ли предъявить претензию (по поводу утраты, повреждения или недостачи груза) по истечении шестимесячного срока (131,2138)

После того как экспедитор откажется (полностью или частично) удовлетворить претензию либо клиент (грузополучатель) не получит от него ответа в течение 30 дней, можно будет подать иск в суд.

Срок исковой давности составляет один год и начинает течь также со дня, который следует за днем, когда груз должен быть выдан (ст. 13 Закона о ТЭД). Шестимесячный срок для предъявления претензии входит в срок исковой давности, не продлевает его, не приостанавливает и не прерывает.

Если грузоотправитель (грузополучатель) пропустит срок исковой давности и перевозчик подаст заявление с указанием о пропуске этого срока, то суд может отказать в иске".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль