Нашу организацию (производственное фармацевтическое предприятие, работающее по лицензии, выданной Минздравом РФ) планируют внепланово проверить

98

Вопрос

Нашу организацию (производственное фармацевтическое предприятие, работающее по лицензии, выданной Минздравом РФ) планируют внепланово проверить. Вопрос номер один: внеплановые проверки должны ли согласовываться с прокуратурой? Вопрос номер два: могут ли проводиться и не отменены ли совместные проверки (с участием не только органов государственной власти в рамках их лицензионного контроля, но и другими органами власти (в особенности - не смежными по компетенции)?

Ответ

1.основания проведения внеплановой проверки указаны в п.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Согласно указанной статьи согласование с прокуратурой необходимо при проведении внеплановой проверки в связи с поступлением в органы контроля (надзора) обращений и заявлений о фактах возникновения угрозы причинения вреда или причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По иным основаниям, указанным в п.2 ст.10 № 294-ФЗ такое согласование не требуется.

 

2. Согласно п.6 ч.11 ст.10 № 294-ФЗ одним из оснований для отказа органов прокуратуры в согласовании проведения внеплановой выездной проверки является проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, что свидетельствует о недопустимости проведения внеплановых проверок соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля (надзора).

Однако обращаем внимание, что для плановых выездных проверок закон такого запрета не устанавливает. Кроме того, следует отметить, что в соответствии с п.3 и 3.1 ст.1 указанного Федерального закона его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении, указанных в данных пунктах видов контроля, например, контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд или контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Таким образом, для определения возможности проведения совместных проверок различными органами контроля необходимо знать вид проверки (плановая, внеплановая), основание для проверки, предмет проверки, соответствие предмета проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора), а также кем инициирована проверка (так например, проверка может быть проведена по указанию прокуратуры и ее проведение регламентируется не Законом № 294-ФЗ, а законодательством о прокуратуре).

. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

«Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

<...>

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;*

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

<...>

5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей*."

2.Постановление 15 ААС от 14.09.2011 № А53-4933/2011

«Проверка, проводившаяся в отношении общества 08.02.11 г., на которую ссылается общество, правомерно не признана судом первой инстанции аналогичной той, которую прокуратура согласовала оспариваемым в деле решением.

В соответствии с п. 6 ч. 11 ст. 10 Закона № 294-ФЗ основанием для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки является проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

08.02.11 г. внеплановая проверка в отношении общества проводилась не органами государственного контроля (надзора) или органами муниципального контроля, а прокуратурой, на основании поручения Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Российской Федерации № 23/1-06-11 от 03.02.2011 г. и в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации» (далее — Закон № 2202-1).*

Инициирование, по мнению общества, данной проверки управлением, не является основанием для признания данной проверки как проведенной органами государственного контроля (надзора) в порядке Закона № 294-ФЗ. Эта проверка была прокурорской, и ее проведение регламентировалось не Законом № 294-ФЗ, а законодательством о прокуратуре.

Проверка, проведенная прокуратурой 08.02.11 г., и проверка, согласованная оспариваемым в деле решением, также имели разный предмет*.

Предметом проведенной прокуратурой проверки являлись вопросы исполнения законодательства о противодействии терроризму в части обеспечения физической защиты, предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность организаций транспорта и иных противоправных действий на объектах морского транспорта.

Предметом проверки, согласованной оспариваемым решением прокуратуры, являлся контроль за соблюдением законодательства по обеспечению транспортной безопасности, проверка проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера."



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль