• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » В ходе проверок, проведенных контрольно-счетной палатой Ростовской области и прокуратурой города Таганрога, выявлены нарушения, касающиеся деятельности Управления капитального строительства города Таганрога

В ходе проверок, проведенных контрольно-счетной палатой Ростовской области и прокуратурой города Таганрога, выявлены нарушения, касающиеся деятельности Управления капитального строительства города Таганрога

645

Вопрос

В ходе проверок, проведенных контрольно-счетной палатой Ростовской области и прокуратурой города Таганрога, выявлены нарушения, касающиеся деятельности Управления капитального строительства города Таганрога (УКС г. Таганрога) по выполнению капитальных ремонтов главного корпуса МБУЗ «Родильный дом» и МБДОУ детский сад № 31 в городе Таганроге, в части применения подстатьи КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» с нарушением бюджетной классификации РФ. В соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ от 28.12.2010 № 190н, от 21.12.2012 №171н, на подстатью КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом и реставрацией нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне РФ, субъекта РФ, казне муниципального образования. Учитывая, что УКС г. Таганрога не является балансодержателем (арендатором) зданий МБУЗ «Родильный дом» и МБДОУ детский сад №31, а также тот факт, что данные муниципальные учреждения не являются подведомственными УКС г. Таганрога, при планировании бюджета на очередной финансовый год неверно применены коды бюджетной классификации РФ. Устранение указанных нарушений путем передачи объекта здравоохранения (МБУЗ «Родильный дом») и объекта образования (МБДОУ детский сад №31) в оперативное управление УКС г. Таганрога приведет к нарушению ст. 296 Гражданского кодекса РФ «Право оперативного управления». В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. УКС г. Таганрога не имеет правовых оснований принять в оперативное управление объекты здравоохранения и образования, в связи с тем, что не осуществляет функции по оказанию услуг в области здравоохранения и образования. Раздел земельного участка МБУЗ «Родильный дом» также приведет к дополнительному нарушению, в связи с тем, что в результате земельный участок, имеющий кадастровый номер 61:58:0003065:50 (для эксплуатации родильного дома), площадью 10 275 кв.м. и юридический адрес: ул. Ленина, 153, г. Таганрог прекратит свое существование. В последствии раздела земельного участка образуются два новых земельных участка каждый со своим кадастровым номером, площадью и юридическим адресом. Изменение юридического адреса повлечет за собой нарушение существенных условий действующего муниципального контракта и в последствии его расторжение. В проектной документации по капитальному ремонту МБУЗ «Родильный дом», которая прошла государственную экспертизу, достоверность сметной стоимости и является неотъемлемой частью контракта, предусмотрено благоустройство всей территории родильного дома. Выполнение работ по благоустройству на земельных участках, образовавшихся в результате раздела земельного участка по адресу: ул. Ленина, 153, г. Таганрог будет являться нецелевым использованием бюджетных средств. Прошу разъяснить, какие мероприятия необходимо осуществить для устранения замечаний Контрольно-счетной палаты? При ответе указать ссылки на нормативные акты, действующее законодательство, судебную практику.

Ответ

: По результатам ревизии (проверки) проверяющий орган выносит предписание и представление, в котором обязывает проверенное учреждение устранить допущенные нарушения (подп. «б» п. 99 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 20 марта 2014 г. № 18н). Между тем, устранить допущенные нарушения при установлении фактов нецелевого использования бюджетных средств маловероятно, т.к. отсутствуют основания признать, что расходы (подстатья КОСГУ 225) в отношении объектов, которые не находятся в оперативном управлении, понесены соответствии с целевым назначением.

 

В государственных (муниципальных) учреждениях все доходы и расходы распределяются в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Статьи (подстатьи) КОСГУ едины для всех уровней бюджетов. Проведение кассовых расходов получателями бюджетных средств по кодам КОСГУ, которые не соответствуют их экономическому содержанию, может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств (ст. 38, п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

Следует учитывать, что при этом проверяющий орган не вправе квалифицировать как нецелевое использование бюджетных средств проведение кассовых расходов с нарушением методологии применения КОСГУ, установленной указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, в следующих случаях:

расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с Методическими рекомендациями (указаниями) ГРБС по реализации государственной учетной политики;

расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с бюджетной сметой, госзаданием, а также иными документами, которые являются правовыми основаниями получения бюджетных средств (например, в соответствии с бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях);

порядок проведения кассовых расходов по кодам КОСГУ отсутствует в документах, которые являются правовым основанием получения бюджетных средств;

установлено, что получателем бюджетных средств ошибочные действия совершены неумышленно.

Следует учитывать, что если на момент перечисления оплаты за товары (работы, услуги) учреждение не может однозначно установить, на какой код КОСГУ отнести данные расходы, то в такой ситуации оплата указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей (подстатей) КОСГУ, не может быть квалифицирована как нецелевое использование бюджетных средств. Такой вывод подтверждает арбитражная практика (см., например, постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23, ФАС Волго-Вятского округа от 23 октября 2009 г. № А82-4752/2009). Кроме того, согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23, если суд установит, что исходя из содержания указанных перечней, наименований статей и подстатей Классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью или подстатью Классификации операций сектора госуправления следует отнести расходы (то есть когда расходы могут быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей Классификации операций сектора госуправления, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Как по результатам ревизии (проверки) Росфиннадзора устранить нарушения и отразить это в учете получателя бюджетных средств

«По результатам ревизии (проверки) Росфиннадзор выносит предписание и представление, в котором обязывает проверенное учреждение устранить допущенные нарушения (подп. «б» п. 99 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 20 марта 2014 г. № 18н).

Внимание: за неисполнение или несвоевременное исполнение предписания или представления предусмотрена административная ответственность (п. 104 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 20 марта 2014 г. № 18н).

Основания для применения мер принуждения

Основаниями для применения бюджетных мер принуждения являются, в частности, следующие виды нарушений:

нецелевое использование бюджетных средств;

невозврат (несвоевременный возврат) бюджетного кредита;

нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Виды бюджетных нарушений, а также бюджетные меры принуждения за их совершение приведены в главе 30 Бюджетного кодекса РФ.

Основные нарушения

К основным нарушениям, выявленным в ходе контрольных мероприятий в отношении деятельности учреждений, в частности, относятся:

излишне выплаченная зарплата (доплаты, надбавки, компенсации и т. д.);

недостачи, выявленные при инвентаризации;

использование бюджетных средств на цели, не предусмотренные бюджетной сметой (нецелевое использование бюджетных средств);

другие нарушения (например, ошибки, связанные с оформлением финансовой документации).*

Устранение нарушений в бухучете

В бухучете порядок отражения устранения нарушений зависит от вида нарушения (указанного в предписании).

Излишне выплаченная зарплата

Суммы излишне выплаченной зарплаты (надбавок, доплат и т. д.) сотрудники по собственному желанию могут внести в кассу учреждения (п. 3 ст. 1109 ГК РФ). Кроме того, данную переплату можно взыскать с сотрудников на основании приказа руководителя в случаях, определенных законодательством. Подробнее об этом см. Как удержать излишне выплаченную зарплату.

12.65713 (7)

Ситуация: является ли нецелевым использованием бюджетных средств излишне начисленная и выплаченная зарплата (надбавки, доплаты и т. д.)

Корректировку излишне начисленных сумм в учете получателя бюджетных средств отразите проводкой:

Дебет КРБ.1.401.20.211 (КРБ.1.401.20.212, КРБ.1.303.02.830...) Кредит КРБ.1.302.11.730 (КРБ.1.302.12.730, КРБ.1.302.13.730...)

— сторнированы излишне начисленная зарплата (надбавки, доплаты и т. д.), пособия, компенсации;

Дебет КРБ.1.401.20.213 Кредит КРБ.1.303.02.730 (КРБ.1.303.06.730, КРБ.1.303.07.730...)

— сторнированы страховые взносы с излишне выплаченной зарплаты.

Исправления способом «красное сторно» оформите справкой по форме № 0504833. В справке укажите наименование, номер и период исправляемого журнала операций, обоснование внесения исправления. Об этом говорится в пункте 18 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Порядок отражения возмещения излишне выплаченной зарплаты в учете получателя бюджетных средств зависит от того, в каком периоде была излишне выплачена и возвращена зарплата.

Если зарплата (надбавки, доплаты и т. д.) была излишне выплачена и возвращена в текущем финансовом году, в учете сделайте проводки:

Дебет КИФ.1.201.34.510 Кредит КРБ.1.302.11.730 (КРБ.1.302.12.730, КРБ.1.302.13.730...)

— внесена сотрудником в кассу излишне выплаченная зарплата (надбавка, доплата и т. д.);

Дебет КРБ.1.210.03.560 Кредит КИФ.1.201.34.610

— сданы в банк денежные средства;

Дебет КРБ.1.304.05.211 (212, 213...) Кредит КРБ.1.210.03.660

— зачислены денежные средства на счет учреждения (как восстановление кассовых расходов).

Если зарплата (надбавки, доплаты и т. д.) была излишне выплачена в прошлом финансовом году или ранее, а возмещена в текущем, полученные средства перечислите в доход бюджета (п. 2.5.6 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н). И не забудьте отправить в адрес администратора доходов бюджета (как правило, это учредитель или его территориальный орган) извещение (ф. 0504805). При этом в учете получателя бюджетных средств дополнительно сделайте следующие проводки:

Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КРБ.1.304.05.211 (212, 213...)

— перечислены денежные средства в доход бюджета;

Дебет КДБ.1.304.04.130 Кредит КДБ.1.303.05.730

— зачислены денежные средства в доход бюджета (как компенсация затрат государства) (на основании извещения (ф. 0504805), полученного от администратора доходов).

Такой порядок установлен пунктами 49, 92, 111 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 201.34, 210.03, 302.00, 304.05).

Пример исправления нарушения, связанного с излишней выплатой зарплаты по результатам ревизии (проверки) Росфиннадзора

Недостачи, выявленные при инвентаризации

Недостачу, которая произошла по вине сотрудника (материально-ответственного лица), нужно взыскать. При этом размер ущерба определяйте исходя из рыночной стоимости недостающего имущества на день обнаружения ущерба, но не ниже его стоимости по данным бухучета (п. 220 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, ст. 246 ТК РФ).

Недостачи, выявленные при инвентаризации, проведенной в ходе ревизии (проверки) Росфиннадзора, отразите на счете 0.209.00.000 «Расчеты по ущербу имуществу» в корреспонденции со счетами учета имущества (п. 220 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

О том, как отразить в бухучете недостачи, выявленные при инвентаризации, проведенной в ходе ревизии (проверки) Росфиннадзора, см. Как отразить в бухучете и при налогообложении недостачи, выявленные в ходе проведения инвентаризации.

Пример исправления нарушения, связанного с погашением недостачи, выявленной при инвентаризации в ходе ревизии (проверки) Росфиннадзора. Сотрудник добровольно внес в кассу учреждения сумму ущерба, причиненного в связи с недостачей основного средства

Нецелевое использование бюджетных средств

При установлении фактов нецелевого использования бюджетных средств учреждение, а также его руководителя могут привлечь к административной или уголовной ответственности.*

Нарушения, не требующие мер принуждения

К нарушениям, которые не требуют возмещения или применения мер принуждения, в частности, относятся:

несвоевременное внесение изменений в штатное расписание;

нарушение правил оформления финансовой документации;

неправильное отражение операций в регистрах бухучета;

нарушение порядка архивации первичных документов.

Если в ходе ревизии (проверки) выявлены такие нарушения, внесите исправительные записи в соответствующие документы".

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.