• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » На земельном участке с/х назначения с видом разрешенного использования -для КФХ в Московской области имеются участки как в долевой частной собственности, так и в недолевой собственности у граждан

На земельном участке с/х назначения с видом разрешенного использования -для КФХ в Московской области имеются участки как в долевой частной собственности, так и в недолевой собственности у граждан

343

Вопрос

На земельном участке с/х назначения с видом разрешенного использования -для КФХ в Московской области имеются участки как в долевой частной собственности, так и в недолевой собственности у граждан. Каков порядок обращения граждан-собственников этих участков за изменением вида разрешенного использования с 01.01.2014: кому нужно обращаться, какие документы предоставлять, нужно ли разделять заявления от "дольщиков" и "недольщиков" либо все указать в 1 заявлении (при этом нужно понимать, что кадастровые номера у них разные), каковы нормативные сроки рассмотрения заявлений того рода, плата, можно ли отказ обжаловать в суде?

Ответ

: До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Таким образом, долевым собственникам, так и собственникам участков изначально самостоятельно необходимо изменить категорию земель. В соответствии с позицией, изложенной в письме Минэкономразвития России от 08.07.2011 № 14310-ИМ/Д23 изменение вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения может быть осуществлено в случае представления в орган кадастрового учета решения главы местной администрации, принятого с учетом публичных слушаний, об изменении одного вида разрешенного использования такого земельного участка на другой вид в порядке, установленном пунктом 3 части 1 статьи 4 ФЗ от 29.12.2004 года № 191-ФЗ. Для этой цели заинтересованным лицам необходимо обратиться с заявлением в администрацию об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Однако следует отметить, что в изменении вида разрешенного использования з/у может быть отказано, т.к. ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ не предусматривают изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода этих земель в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ (см. Определение ВАС РФ от 01.02.2013 № А41-2265/2012, Определение ВАС РФ от 05.12.2012 № А71-4963/2011, Постановление 14 ААС от 24.01.2014 № А66-9461/2013). При этом, данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ.

 

Также необходимо учитывать разъяснения, изложенные в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014), в котором отражено, что в силу правил п.2 ст.7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию – «земли населенных пунктов».

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке чч.1 и 2 ст.4.1 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Письмо Минэкономразвития России от 08.07.2011 № 14310-ИМ/Д23 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

  1. ПИСЬМО РОСРЕЕСТРА ОТ 20.05.2013 № 14-02398-ГЕ О предоставлении информации

<…>

«4. По вопросу о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о категории земель и виде разрешенного использования земельных участков отмечаем.

Ранее Росреестром рассматривался вопрос о выработке единообразной практики, связанной с осуществлением государственного кадастрового учета изменений земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в связи с изменением вида разрешенного использования таких земельных участков без изменения категории земель (в том числе имеющих разрешенное использование "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на иные виды разрешенного использования, предусматривающие возможность застройки соответствующих земельных участков).*

Письмом Росреестра от 17.10.2012 N 14-8421-ГЕ в территориальные органы Росреестра, ФГБУ "ФКП Росреестра" и его филиалы для сведения и возможного использования в работе были направлены копии писем Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 21.09.2012 N Д23и-2786, Минэкономразвития России от 08.07.2011 N 14310-ИМ/Д23, а также Росреестра, направленные в Минэкономразвития России по данному вопросу (от 30.07.2010 N 14-5796-ГЕ, от 30.05.2011 N 14-3398-СВ, от 22.08.2012 N 14-6708-СВ).

В дополнение к указанному письму Росреестр направил в территориальные органы для сведения и возможного учета в работе копии судебных актов (апелляционное определение Новосибирского областного суда от 11.05.2012 по делу N 33-2856-2012, постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.11.2011 N Ф09-7689/11, от 31.05.2012 N А71-4963/2011, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.09.2012 N А41-2265/12, определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2012 N ВАС-1325/12, от 05.12.2012 N ВАС-12756/12, от 01.02.2013 N ВАС-17008/12), касающихся вопроса, связанного с изменением актами органов местного самоуправления вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, являющихся сельскохозяйственными угодьями, без изменения категории земель на иные виды разрешенного использования*, предусматривающие возможность застройки соответствующих земельных участков (в частности, "дачное строительство") (письмо от 05.03.2013 N 14-1864-ГЕ).»

<…>

  1. Письмо Минэкономразвития России от 08.07.2011 № 14310-ИМ/Д23 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»

<…>

«В Минэкономразвития России поступают обращения по вопросу, связанному с осуществлением государственного кадастрового учета изменений земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в связи с изменением вида разрешенного использования таких земельных участков без изменения категории земель (в том числе имеющих разрешенное использование "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на иные виды разрешенного использования, предусматривающие возможность застройки соответствующих земельных участков, в частности, "для ведения дачного хозяйства"). Учитывая отсутствие единообразной практики по указанному вопросу, сообщаем следующее.*

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте) указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Действие Закона об обороте не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

При этом согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Закона об обороте одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков.

Вместе с тем в Законе об обороте отсутствуют специальные нормы, регулирующие установление или изменение разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения. В связи с чем в данном случае применяются правила, установленные Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) иГрадостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).

Так, согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий.

Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом.

Согласно пункту 6 статьи 1 Градостроительного кодекса градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Однако, исходя из положений статьи 31 Градостроительного кодекса, правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов. Применительно к межселенным территориям подготовка правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.

Кроме того, исходя из части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса, градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса).

Одновременно необходимо обратить внимание, что порядок проведения зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений установлен статьей 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ). В частности, пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.

В связи с чем предусмотренное Законом N 66-ФЗ зонирование территорий необходимо для планирования предоставления земельных участков в целях ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако Закон 66-ФЗ не регулирует отношения по изменению видов разрешенного использования находящихся в частной собственности земельных участков, в границах которых планируется размещение садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, в том числе при наличии схем зонирования территорий для размещения таких объединений.

Таким образом, действующее законодательство не содержит однозначных норм, регулирующих порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Учитывая изложенное, по мнению Минэкономразвития России, до внесения в законодательство Российской Федерации соответствующих изменений государственный кадастровый учет изменений земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения в связи с изменением вида разрешенного использования может быть осуществлен в случае представления в орган кадастрового учета решения главы местной администрации, принятого с учетом публичных слушаний, об изменении одного вида разрешенного использования такого земельного участка на другой вид в порядке, установленном пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"».

<…>



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль