Предприятию городом выделена площадка для размещения на ней автотранспортного подразделения

72

Вопрос

Предприятию городом выделена площадка для размещения на ней автотранспортного подразделения. На площадке расположено несколько зданий которые будут эксплуатироваться. Сама территория не имеет асфальтового покрытия.
Для нормальной организации производства было принято решение благоустроить территорию — положить асфальтовое покрытие за счет собственных средств. Данное покрытие будет учитываться на балансе предприятия в составе основных средств ( п. 1 ст. 256 НК РФ) .
Какими внутренними документами мы можем экономически обосновать расходы на создание нового объекта ОС?

Ответ

Для начала сумму расходов, формирующих первоначальную стоимость объекта основных средств, необходимо подтвердить документально.

 

Если работы по изготовлению покрытия были выполнены силами подрядной организации, сумму расходов можно определить на основании:

  • первичных учетных документов, применяемых в строительстве (акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 и т. д.);
  • других первичных документов, подтверждающих понесенные затраты.

При принятии объекта к учету оформите акт по форме № ОС-1. Одновременно с составлением акта заполните инвентарную карточку по форме № ОС-6 или инвентарную книгу по форме № ОС-6б (предназначена для малых предприятий) в одном экземпляре.

Для того, чтобы подтвердить экономическую обоснованность затрат, понесенных на изготовление объекта, оформите приказ руководителя с соответствующими формулировками. Например, что изготовление асфальтового покрытия предназначено для удобства сотрудников и посетителей организации, либо связано с производственной необходимостью.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении строительство основных средств подрядным способом

Документальное оформление

Сумму расходов, формирующих первоначальную стоимость объекта, определяйте на основании:*

  • первичных учетных документов, применяемых в строительстве (акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 и т. д.);
  • других первичных документов, подтверждающих понесенные затраты (таможенные декларации, приказы о командировке и т. д.).

К учету принимайте документы, которые содержат обязательные реквизиты, предусмотренные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*

Для приемки созданных основных средств в организации следует создать комиссию, которая должна определять:*

  • соответствует ли основное средство техническим условиям и можно ли ввести его в эксплуатацию;
  • требуется ли доведение (доработка) основного средства до состояния, пригодного к использованию.

Если в штате организации состоит только директор, комиссию не создавайте. В этом случае ее функции должен взять на себя директор.

Такой порядок следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

После обследования объекта комиссия должна дать заключение о возможности его использования. Это заключение отражается в акте по форме № ОС-1.

Акт по форме № ОС-1 заполните при принятии объекта к учету (в момент отражения на счете 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности») (абз. 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7, ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Акт составьте на основании первичных учетных документов и технической документации, приложенной к договору строительного подряда.*

Реквизиты организации-сдатчика, которые предусмотрены в начале акта, а также разделы «Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи» и «Сдал» не заполняйте. Это объясняется тем, что для подрядчика построенный объект не является основным средством. Следовательно, составлять акт по форме № ОС-1 он не обязан (абз. 8 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7, письмо Росстата от 31 марта 2005 г. № 01-02-09/205).

В акте по форме № ОС-1 укажите:*

  • номер и дату его составления;
  • полное наименование основного средства;
  • место приемки основного средства;
  • заводской и присвоенный инвентарный номера основного средства;
  • номер амортизационной группы и срок полезного использования основного средства;
  • сведения о содержании драгоценных металлов, камней;
  • другие характеристики основного средства (общая площадь, количество этажей и т. д.).

Кроме того, акт должен содержать заключение приемочной комиссии (например, запись «Можно эксплуатировать»). Оформленный акт утверждается руководителем организации.

Если по договору подряда было изготовлено здание или сооружение, при принятии его к учету заполните акт по форме № ОС-1а. При его заполнении применяйте те же правила, что и при составлении формы № ОС-1.

Если по договору подряда были изготовлены основные средства (группа однородных основных средств), отличные от зданий и сооружений, при принятии их к учету заполните акт по форме № ОС-1б. При его заполнении применяйте те же правила, что и при составлении формы № ОС-1.

Такой порядок следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Одновременно с составлением акта по форме № ОС-1а (ОС-1, ОС-1б) заполните инвентарную карточку по форме № ОС-6а (ОС-6) или инвентарную книгу по форме № ОС-6б (предназначена для малых предприятий) в одном экземпляре.* Инвентарную карточку (книгу) оформляйте на основании данных акта и первичных документов. В дальнейшем вносите в карточку (книгу) сведения обо всех изменениях, влияющих на учет основного средства (переоценка, модернизация, выбытие). Отражайте эти сведения на основании первичных документов (например, на основании акта приемки-сдачи модернизированных основных средств по форме № ОС-3).

Такой порядок предусмотрен указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Внимание: отсутствие (непредставление) первичных документов по учету основных средств является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»

Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.

Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.

Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:
— наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Московского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44);
— направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Московского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201, Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011);
— связь расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012, Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011);
— соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. № А33-16624/2012, Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. № А82-8294/2008).

ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96, от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.

Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения. Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.

В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью — сэкономить налог на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде сэкономленного налога на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Главбух советует: чтобы при налогообложении прибыли учесть расходы, порядок отражения которых в законодательстве не прописан, организация должна четко показать их экономическую обоснованность. Заранее позаботьтесь об этом. Закрепите экономическую обоснованность тех или иных расходов во внутренних документах организации (приказах, распоряжениях, должностных инструкциях сотрудников и т. д.).

Из рекомендации «Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными»

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Статья: Какие доводы помогут убедить инспектора в том, что расходы на благоустройство территории обоснованны

И.В. Боровская, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Понятие «благоустройство территорий» отсутствует в налоговом и бухгалтерском законодательстве, поэтому следует руководствоваться его общепринятым значением. Минфин России приводит такое определение расходов на внешнее благоустройство. Это расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории (письма от 15.03.11 № 03-03-06/1/136 и от 04.12.08 № 03-03-06/4/94).

Расходы на благоустройство могут быть капитальными и текущими. Асфальтирование, бетонирование, мощение участков, на которых ранее твердое покрытие отсутствовало, устройство ограждений, систем освещения приводит к созданию новых объектов основных средств либо к изменению первоначальной стоимости уже имеющихся.

Текущие затраты связаны непосредственно с поддержанием используемых объектов основных средств в рабочем состоянии. К подобным затратам можно отнести посев травы и цветов на газонах, стрижку кустарников и газонов, уборку территории, очистку от снега.

Какие факторы могут помочь обосновать расходы на внешнее благоустройство

Приведенное в письмах Минфина определение благоустройства территории четко характеризует позицию контролирующих органов о невозможности признания таких расходов в налоговом учете. Ссылаясь на то, что затраты на благоустройство не имеют никакого отношения к деятельности, направленной на получение дохода, они делают вывод об их необоснованности. Однако это утверждение справедливо не во всех ситуациях.

Производственная необходимость. Благоустройство территории может рассматриваться как действие, направленное на получение дохода, если оно напрямую с ним связано. Например, с обеспечением нормальных условий отдыха у организации, оказывающей санаторно-курортные услуги. Данные расходы могут учитываться как затраты на создание объекта амортизируемого имущества или отражаться в составе прочих текущих затрат (письмо Минфина России от 07.07.09 № 03-03-06/1/443).*

Другой пример — в постановлении ФАС Московского округа от 12.10.10 № КА-А40/12233-10 указано, что затраты компании по устройству автомобильных дорог с площадками для стоянки автомашин и озеленению территории были вызваны производственной необходимостью. А именно: связаны с обеспечением доступа к складским помещениям, сдаваемым в аренду. Ведь территория имущественного комплекса, принадлежащего организации, была отдалена от автодороги и другие подъездные пути отсутствовали.

Кроме того, вполне очевидно, что устройство стоянки перед магазином или офисом продаж и ухоженная зеленая территория вокруг летнего кафе способствуют привлечению клиентов. Так, УФНС России по г. Москве в письме от 14.02.06 № 20-12/11368 согласилось с тем, что гостевая парковка, предназначенная для обслуживания торгового центра и находящаяся в границах предоставленного в аренду земельного участка, может быть отнесена к объектам амортизируемого имущества. А ФАС Уральского округа в постановлении от 14.01.10 № Ф09-10855/09-С2 посчитал, что устройство бесплатной автостоянки напротив офисного здания необходимо для удобного размещения личного автотранспорта его посетителей.

Вместе с тем подобные аргументы могут сработать далеко не всегда. Так, Минфин России не разрешил аквапарку учесть в расходах стоимость искусственных пальм и травы, малых архитектурных форм, бетонирования площадок вокруг бассейнов (письмо от 30.01.08 № 03-03-06/1/63). Хотя в этом случае перечисленные расходы напрямую связаны с коммерческой деятельностью организации.

В другом письме от 30.05.06 № 03-03-04/1/487 Минфин России указал, что стоимость асфальтирования (включая подъездные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки для грузового и легкового автотранспорта, тротуары и пешеходные дорожки) и озеленения территории вокруг магазина не подлежит амортизации в целях налогообложения прибыли.

Выводы о необходимости работ по внешнему благоустройству в силу действующего законодательства и градостроительной документации изложены в постановлении ФАС Московского округа от 25.05.11 № КА-А41/4670-11 . В данном случае автостоянку для посетителей и работников, асфальтирование подъездов, стоянок, площадок с устройством бортового камня и освещение на территории торгового комплекса было предписано предусмотреть положениями градостроительного заключения, архитектурно-планировочного задания и техническими условиями отдела ГИБДД.

Для некоторых организаций создание объектов благоустройства является обязательным в силу закона и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов . Например, асфальтирование и посадка газонной травы, создание производственных площадок с щебеночным, гравийным, грунтовым и прочими покрытиями необходимо вблизи компрессорных цехов и газоперекачивающих агрегатов. Поэтому данные организации могут учесть расходы на благоустройство в налоговом учете (письма Минфина России от 19.06.08 № 03-03-06/1/362 и от 02.04.07 № 03-03-06/1/203).

Вид благоустройства влияет на признание затрат

От вида благоустройства территории может зависеть правомерность признания расходов в налоговом учете. Поэтому рассмотрим их более подробно.

Автостоянки. Минфин России против учета затрат на такие объекты (письмо от 15.11.06 № 03-03-04/2/241). Но в судебном порядке при наличии производственной необходимости, требований нормативных актов затраты могут быть признаны обоснованными (постановления ФАС Московского от 12.10.10 № КА-А40/12233-10 и от 29.03.10 № КА-А40\2482-10 , Уральского от 25.11.10 № Ф09-8966/10-С3 и Северо-Западного от 14.01.08 по делу № А56-4910/2007 округов).*

Подъездные пути. К данной группе можно отнести затраты на устройство и содержание подъездных путей, погрузочно-разгрузочных площадок, тротуаров, пешеходных дорожек. Минфин России в письме от 30.05.06 № 03-03-04/1/487 указал на необоснованность подобных расходов. Но суды, учитывая их производственный характер, встают на сторону налогоплательщиков (постановления ФАС Московского от 12.10.10 № КА-А40/12233-10 и от 02.04.10 № КА-А40/2846-10 , Уральского от 27.07.09 № Ф09-5325/09-С3 округов).*

Что касается автомобильных дорог, то Минфин России в письме от 08.05.09 № 03-03-06/1/317 разъяснил следующее. Они относятся к амортизируемому имуществу, если имеют покрытие, указанное под кодами 12 4526372 и 12 4527311 Классификации основных средств.

Журнал «Российский налоговый курьер» № 16, Август 2011

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

07.08.2014 г.

С уважением,

Мария Мачайкина, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.