Вопрос о передаче обязанности держателя акций от ЗАО к регистратору

77

Вопрос

Вопрос о передаче обязанности держателя акций от ЗАО к регистратору. Как записано в Федеральном законе № 142-ФЗ от 02.07.2013, статья 3, п. 5: «Акционерные общества, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» были держателями реестров акционеров этих обществ, сохраняют право вести указанные реестры в течение года после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По истечении года после дня вступления в силу настоящего Федерального закона указанные акционерные общества обязаны передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию, в соответствии с пунктом 2 статьи 149 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).» Год истекает 30 сентября 2014. Наше акционерное общество является держателем реестра своих акционеров, количество которых – 6 физических лиц. ВОПРОС: Что грозит нашему ЗАО, если оно не передаст с 1 октября 2014 года ведение реестра акционеров лицензированному держателю? Предусмотрен ли штраф, иное наказание?

Ответ

: Эмитент, который не передаст с 01.10.2014 ведение реестра акционеров профессиональному регистратору, будет привлечен к административной ответственности в части 2 статьи 15.22 КоАП РФ. Такое административное наказание выражается для юридических лиц в виде штрафа от семисот тысяч до одного миллиона рублей. Подробный комментарий к статье 15.22 КоАП РФ читайте ниже.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Комментарий: Статья 15.22. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг.

«1. Незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение таких записей без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, требований владельца ценных бумаг или уполномоченного им лица, а также номинального держателя ценных бумаг о предоставлении выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг по лицевому счету —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Незаконное ведение реестра владельцев ценных бумаг их эмитентом*, а равно в случае замены лица, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг, уклонение такого лица от передачи полученной от эмитента информации, данных и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, или нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков их передачи —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

3. Иное нарушение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами требований к порядку ведения реестра владельцев ценных бумаг —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

(В ред. Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 9-ФЗ.)

1. Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 9-ФЗ статья 15.22 КоАП РФ изложена в новой редакции. Целью данной статьи является обеспечение порядка ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Система ведения реестра владельцев ценных бумаг представляет собой совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы банных, которая обеспечивает идентификацию зарегистрированных в этой системе номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя. Эта система позволяет получать и передавать информацию указанным лицам, т. е. номинальным держателям и владельцам ценных бумаг, и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

2. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп.) держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. В случае если число владельцев ценных бумаг превышает 500, а в акционерных обществах — 50 (п. 3 ст. 44 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то держателем реестра должен быть профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра (регистратор). Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг эмитентов в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица*.

Держатели реестра осуществляют деятельность по ведению реестра ценных бумаг эмитентов, в частности сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

3. Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1–3 данной статьи, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование рынка ценных бумаг, гарантии прав участников рынка ценных бумаг*.

Порядок ведения реестра владельцев именных ценных бумаг определяется Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) от 2 октября 1997 г. № 27 (Вестник ФКЦБ России. 1997. № 7) (с изменениями, внесенными постановлениями ФКЦБ от 31 декабря 1997 г. № 45, от 12 января 1998 г. № 1, от 20 апреля 1998 г. № 8).

4. Объективную сторону административных правонарушений по ч. 1 данной статьи составляют действия (бездействие), заключающиеся в незаконном отказе или уклонении от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг; во внесении таких записей без надлежащих правовых оснований; во внесении в реестр недостоверных сведений; в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований владельца ценных бумаг или уполномоченного им лица, номинального держателя ценных бумаг о предоставлении выписки по лицевому счету из системы ведения реестра.

Объективную сторону правонарушений по ч. 2 данной статьи составляют действия (бездействие), заключающиеся в незаконном ведении реестра владельцев ценных бумаг их эмитентом; в уклонении лица, на которое было возложено ведение реестра и который был заменен другим лицом, от передачи полученной от эмитента информации, данных и документов, составляющих систему ведения реестра либо в нарушении порядка и сроков их передачи*.

Объективную сторону правонарушений по ч. 3 данной статьи составляют действия (бездействие), заключающиеся в нарушении иных требований законодательства, предъявляемых к порядку ведения реестра владельцев ценных бумаг.

5. Субъектом указанного правонарушения могут быть юридические лица — держатели реестра ценных бумаг — эмитенты*, профессиональные участники рынка ценных бумаг и их должностные лица.

6. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в области финансовых рынков (ст. 23.47), а в случаях необходимости применения дисквалификации к должностному лицу (см. ч. 1 и 2 данной статьи) — судьи (ч. 2 ст. 23.1)*.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

8. Злостное уклонение от предоставления держателем реестра информации из системы ведения реестра, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами либо предоставление заведомо неполной или ложной информации влекут уголовную ответственность по ст. 1851 УК РФ, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству*. Крупным ущербом признается ущерб, превышающий один миллион рублей.".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль