Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

80

Вопрос

С 22 июля 2014 года действует новая редакция закона об оценочной деятельности. В частности, интересуют положения ст.24.18, где описан порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. При прочтении данной статьи возникли следующие вопросы: 1. Юридическое лицо теперь должно сначала обратиться в комиссию, а в случае принятия отрицательного решения — в суд? При этом решение комиссии об отказе не будет являться предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя? 2. Физические лица могут оспорить кадастровую стоимость в суде или в комиссии. Значит ли это, что обратившись в комиссию физическое лицо исчерпало свое право на оспаривание, или же оно может, в случае отрицательного решения комиссии, обратиться в суд? 3. Правильно ли я сделал вывод о том, что сейчас действуют общие правила подведомственности: юридические лица в арбитраж; - ИП в арбитраж; - физические лица в СОЮ (областной, краевой, республиканский, с учетом закона № 143-ФЗ от 4.06.2014 года, который внес дополнение в ч.1 ст.26 ГПК РФ, дополнив п.8 "об оспаривании кадастровой стоимости")? 4. Как можно трактовать положения данной статьи о том, что «Решения комиссии могут быть оспорены в суде» и «В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя»?

Ответ

В соответствии с новой редакцией ст.24.18 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ юридическое лицо, с целью оспорить кадастровую стоимость, обязано вначале обратиться в комиссию, и только если комиссия отклонит заявление или не рассмотрит его за один месяц, юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, при этом решение комиссии об отказе не будет являться предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Между тем, из статьи следует, что физические лица могут оспорить решение комиссии в суде. Усматривается, что и после оспаривания решения в комиссии, физическое лицо не лишено права оспорить кадастровую стоимость в судебном порядке, хотя следует отметить, что данное официальные разъяснения данного положения в настоящее время отсутствуют. В связи с этим следует отметить, что ранее (до внесения изменений) встречалась судебная практика (см. Постановление 17 ААС от 25.11.2013 № А50-19764/2012), согласно которой, если заявитель воспользовался своим правом и оспорил кадастровую стоимость земельного участка в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, основания для рассмотрения требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, в судебном порядке отсутствуют.

Относительно подведомственности споров следует сделать вывод, что с 06.08.2014 г. с заявлениями об оспаривании результатов кадастровой стоимости (независимо от статуса — физ.лицо, ИП, юр.лицо) нужно обращаться в областные и равные им суды общей юрисдикции (п. 8 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ в ред. Федерального закона от 4 июня 2014 г. № 143-ФЗ).

Редакция ст.24.18 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ подразумевает, что в судебном порядке возможно обжаловать как решение самой комиссии, так и оспорить в судебном порядке кадастровую стоимость (но не оспорить само решение комиссии) после рассмотрения заявления комиссией, в случае если оно не удовлетворяет заявителя. Как раз в данной ситуации норма и предусматривает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Что изменилось в арбитражном процессе после 6 августа 2014 года

«Изменилась подведомственность некоторых категорий дел

Начиная с 6 августа из компетенции арбитражных судов исключен ряд категорий дел, которые теперь рассматривают суды общей юрисдикции.*

1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов остались только в компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Ранее действовало следующее правило: арбитражные суды рассматривали дела об оспаривании нормативных актов, которые затрагивали права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, только в тех случаях, когда на это было прямо указано в федеральном законе (п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ в предыдущей редакции). Таких случаев в законе было не так много:

  • часть 2 и пункт 1 части 4 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ;
  • статья 36 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (в предыдущей редакции);
  • статья 17 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в предыдущей редакции);
  • пункт 6 части 2 статьи 33 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в предыдущей редакции);
  • часть 1 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в предыдущей редакции);
  • часть 6 статьи 8 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» (в предыдущей редакции);
  • статья 54 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в предыдущей редакции);
  • часть 9 статьи 4 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в предыдущей редакции).

Однако, после 6 августа 2014 года в компетенции арбитражных судов остались лишь дела об оспаривании нормативных правовых актов, рассмотрение которых отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам (п. 1.1 ч. 1 ст. 29, п. 1 ч. 4 ст. 34, гл. 23АПК РФ в ред. Закона № 186-ФЗ).

Соответственно, с заявлениями об оспаривании иных нормативных правовых актов после 6 августа 2014 года нужно обращаться в суды общей юрисдикции.

Сам по себе порядок рассмотрения заявлений об оспаривании нормативных правовых актов не изменился.

2. Дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости теперь рассматривают суды общей юрисдикции.*

Ранее дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривали арбитражные суды (ч. 1 ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 346-ФЗ).

Теперь с заявлениями об оспаривании результатов кадастровой стоимости нужно обращаться в областные и равные им суды общей юрисдикции (п. 8 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ в ред. Федерального закона от 4 июня 2014 г. № 143-ФЗ)».

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.