Существует необходимость согласования с Федеральной антимонопольной службой сделки, в результате которой иностранные компании (группа компаний в рамках холдинга) приобретают возможность осуществления контроля за деятельностью российской компании

236

Вопрос

Существует необходимость согласования с Федеральной антимонопольной службой сделки, в результате которой иностранные компании (группа компаний в рамках холдинга) приобретают возможность осуществления контроля за деятельностью российской компании (пп. 8 п. 1 ст. 28 закона "О защите конкуренции"). 1) Можно ли подать на согласование в ФАС уже заключенный и подписанный договор, который вступит в силу после согласования с ФАС, или подать можно только проект договора? 2) В случае, если контроль приобретает группа лиц, необходимо не предварительное согласование, а последующее уведомление ФАС. Однако в этом случае необходимо не позднее чем за месяц до совершения сделки представить в ФАС перечень лиц, входящих в состав группы. Можно ли подать данный перечень, когда договор уже подписан, но контроль над российской компанией еще не приобретен?

Ответ

: При определенных условиях до заключения договора с управляющей компанией требуется получить разрешение на это от антимонопольного органа. В частности, условия, при которых общество должно направить в территориальное подразделение ФАС России ходатайство о получении предварительного согласия на заключение сделки, определены в подпункте 8 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Учитывая, что договор будет уже заключен и подписан (даже с условием о вступлении в силу после согласования), данные действия могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства. В случае нарушения установленного порядка виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа (ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ):

 

Следует отметить, что из разъяснений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30, (пункт 17), следует, что частью 3 статьи 19.8 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств. Указанный состав правонарушения является формальным, для применения мер административной ответственности не имеет значения наступление каких-либо последствий.

В случае, если общество не направит в ФАС перечень лиц, не позднее чем за месяц до совершения сделки, то также возможно наступление административной ответственности, т.к. уведомительный порядок общество может применить лишь в случае, если само общество или другое лицо из группы предварительно совершило необходимые действия, предусмотренные статьей 31 Закона о защите конкуренции, а именно представило перечень лиц, входящих в одну группу с обществом, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, не позднее чем за месяц до осуществления сделки (см. Постановление 15 ААС от 27.04.2009 № А32-19577/2008).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

«Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц

1. Сделки, иные действия, указанные в статьях 27-29 настоящего Федерального закона, осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении в порядке, предусмотренном статьей 32 настоящего Федерального закона, в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

1) сделки, иные действия, указанные в статьях 27-29 настоящего Федерального закона, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;

2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;

3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.*

2. Федеральный антимонопольный орган в течение четырнадцати дней со дня получения перечня лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, направляет заявителю одно из следующих уведомлений о:

1) получении такого перечня и размещении его на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если такой перечень был представлен в форме, утвержденной федеральным антимонопольным органом;

2) нарушении формы представления такого перечня и несоблюдении условий, указанных в части 1 настоящей статьи.

3. Антимонопольный орган должен быть уведомлен о сделках, об иных действиях, осуществляемых с соблюдением условий, предусмотренных настоящей статьей, лицом, которое было заинтересовано в осуществлении указанных в статьях 28 и 29 настоящего Федерального закона сделок, иных действий, или лицом, которое было создано в результате осуществления сделок, иных действий, указанных в статье 27 настоящего Федерального закона, — не позднее чем через сорок пять дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.

4. Федеральным антимонопольным органом утверждается форма представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу.

5. В случае установления факта недостоверности представленных сведений о лицах, входящих в одну группу лиц, такие сведения, размещенные на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», федеральный антимонопольный орган снимает с указанного сайта".

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.