• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Заявитель обратился в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - Ответчик) с заявлением от 05 августа 2011 года № 41-4455 о выкупе земельного участка находящегося у Заявителя в

Заявитель обратился в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - Ответчик) с заявлением от 05 августа 2011 года № 41-4455 о выкупе земельного участка находящегося у Заявителя в

79

Вопрос

Заявитель обратился в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - Ответчик) с заявлением от 05 августа 2011 года № 41-4455 о выкупе земельного участка находящегося у Заявителя в постоянном (бессрочном) пользовании. Ответчик письмом от 25 ноября 2011 года уведомил Заявителя о том, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия решения о приватизации земельного участка поручило Ответчику осуществить проверку, фактического использования земельного участка, а также визуальную проверку расположения на земельном участке объектов недвижимости. По результатам проверки земельного участка Ответчиком был составлен Акт от 15.12.2011 года № 22 о проверке земельного участка. В заключительной части Акта комиссией было предложено Заявителю устранить выявленные несоответствия: 1. Зарегистрировать объект недвижимости сарай с ледником расположенный на земельном участке, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». 2. Уточнить вид разрешенного использования земельного участка. В целях уточнения вида разрешенного использования земельного участка общество обратилось администрацию города Тамбова. Постановлением администрации города Тамбова 23 января 2012 года № 359 был уточнен вид разрешенного использования земельного участка: под базу отдыха (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры искусства и религии). Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области письмом от 29.02.2012 года № 2.08-331 уведомило Заявителя о том, что 29.02.2012 года в раздел Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, открытый на земельный участок на основании кадастрового паспорта земельного участка от 17.02.2012 года № 6800/201/2012-14805 внесены изменения в части кадастрового номера земельного участка, назначения земельного участка, вида разрешенного использования земельного участка, адреса (местоположения) земельного участка. 23 марта 2012 года Заявитель повторно обратился к Ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка. Письмом от 27 марта 2012 года (получено 11.04.2012 года) и письмом от 02 апреля 2012 года (получено 13 апреля 2012 года) Ответчиком было отказано Заявителю в представлении в собственность земельного участка в связи с утверждением решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011 года № 472 «Правил землепользования и застройки городского округа – город Тамбов», согласно которому земельный участок находиться в зоне городских лесов и является территорией общего пользования, в связи, с чем предоставление земельного участка в собственность Заявителя не предоставляется возможным. Использовать земельный участок можно только на праве аренды.20 апреля 2012 года Заявитель обратился к Ответчику с письмом по вопросу предоставления акта проверки земельного участка от 15.12.2011 года № 22.Копия указанного акта была направлена ответчиком письмом от 25.05.2011 года № 2708 в адрес Заявителя и была получена Заявителем 13.06.2012 года. 17 мая 2012 года Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области было зарегистрировано право собственности Заявителя на объект недвижимости: сарай с ледником, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 68-68-01/003/2012-954.Таким образом, выявленные и указанные в Акте проверки земельного участка от 15.12.2011 года № 22 несоответствия Заявителем были устранены.Письмом от 19 июня 2012 года № 41-3800 Заявитель обратился к Ответчику с просьбой пересмотреть решение об отказе в представлении в собственность земельного участка Заявителю, изложенное в письме от 02 апреля 2012 года № 1919. Письмо от 19.06.2012 года № 41-3800 направлялось фактически с целью досудебного обжалования решения ТУ Росимущества в Тамбовской области от 02 апреля 2012 года № 1919 об отказе в предоставлении земельного участка, так как в резолютивной части данного письма содержалось требование о пересмотре решения ТУ Росимущества в Тамбовской области, а также на возможность обжалования указанного решения (действия) в судебном порядке в случае неудовлетворения требования ТУ Росимущества в Тамбовской области добровольно.В ответ на указанное заявление Ответчик направил в адрес Заявителя письмо от 24.07.2012 года № 3835, в котором повторно указал на невозможность предоставления в собственность земельного участка, так как в соответствии с «Правилами землепользования и застройки городского округа – город Тамбов», утвержденные решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011 года № 472, земельный участок находиться в зоне городских лесов и является территорией общего пользования. Использовать земельный участок можно только на праве аренды. Вопрос: 1. Правомерен ли отказ Росимущества о передаче в собственность земельного участка на основании того, что земельный участок находится на территории общего пользования. 2. Пропущен ли трехмесячный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, на обжалование указанного отказа, учитывая, что отказ в предоставлении земельного участка был получен заявителем письмом от 27 марта 2012 года (получено 11 апреля 2012 года) и письмом от 02 апреля 2012 года (получено 13 апреля 2012 года) и то, что меры досудебного урегулирования возникшего спора, законодателем не предусмотрены в качестве уважительной причины пропуска срока и не освобождают общество от соблюдения предусмотренных арбитражным процессуальным законодательством сроков

Ответ

: 1) В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ земли лесного фонда не подлежат отчуждению. Если участок, который Ваша организация желает приобрести в собственность, действительно относится к категории земель лесного фонда, то Росимущество правомерно отказало в приватизации данного участка.

 

Арбитражные суды также исходят из нормы статьи 28 Закона № 178-ФЗ, запрещающей отчуждение земель общего пользования (в том числе, земель лесного фонда). Пример тому —

2) В силу пункта 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Как усматривается из вопроса, письма об отказе получены Вашей организацией в апреле 2012 года. Трехмесячный срок в этом случае истекает в августе 2012 года. Однако, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом по ходатайству организации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

«Статья 28. Отчуждение земельных участков

8. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:

лесного фонда* и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; 28.8.1)

зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития».

2. Земельный кодекс Российской Федерации

«Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:*

 

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;*

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

<...>

Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения

1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.*

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами».

3. Постановление ФАС СКО от 16.08.2007 № А20-1350/2006

«Как видно из материалов дела, общество является собственником здания кафе «Адиюх», расположенного в городском парке г. Нальчика, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 12.08.2000 (серия 07 АА № 026643; т. 2, л.д. 22).

В заявлении от 21.03.2006 общество просило администрацию предоставить ему в собственность земельный участок под зданием кафе. В письме от 25.04.2006 департамент отказал в приватизации земельного участка ввиду его отнесения к категории особо охраняемых земель.

Считая отказ от предоставления участка необоснованным, общество обратилось с рассматриваемым иском.

По правилам пункта 1 статьи 94 Кодекса к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 данной статьи земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.

В части 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» указано, что не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов, а также общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие).

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, автомобильными дорогами, скверами, другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Установив, что истребуемый обществом участок находится на территории Нальчикского парка культуры в границах земель рекреационного назначения и является территорией общего пользования, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что участок не подлежит приватизации и правомерно отказал в иске.

Утверждения общества об отсутствии документов, подтверждающих отнесение спорного участка к землям особо охраняемых территорий и изъятие его из хозяйственного оборота, не могут быть приняты во внимание, так как выводы суда апелляционной инстанции основаны на имеющейся в материалах дела выкопировке генерального плана г. Нальчика, подтверждены межевым делом, планом границ земельного участка, письмами Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кабардино-Балкарской Республике от 19.10.2006 № 1567, 13.12.2006 № 1-4/857 (т. 1, л.д. 60; т. 3, л.д. 10, 52)*".

4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

"Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными

1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности* (часть в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

2. Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

3. Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

4. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом*".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.