правовой статус печати организации

426

Вопрос

правовой статус печати организации. Необходимо ли проставление печати организации на приказах, издаваемых генеральным директором компании? (приказ о назначении генерального директора, приказ о создании обособленного подразделения и иные)?

Ответ

гражданским законодательством установлена обязанность юридического лица той или иной организационно-правовой формы иметь печать (ч.7 ст.2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п.4 ст.3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и т.п.).

 

ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» предусматривает оттиск печати в перечне реквизитов документа. Именно оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на других документах, предусматривающих заверение подлинной подписи (п. 3.25).

Таким образом, можно предположить, что скрепление документа печатью обязательно только в прямо предусмотренных законом случаях.

Гражданское законодательство не требует обязательного наличия печати на договорах. При оформлении сделок скрепление договоров печатью считается лишь дополнительным требованием (п.1 ст.160 ГК). Если в законодательстве РФ или в самом договоре такого указания нет, то скреплять договор печатями нет необходимости. Вполне достаточно в этом случае простого его подписания обеими сторонами. Указанное подтверждается также судебной практикой. В Постановлении ФАС МО от 05.03.2008 № КГ-А40/862-08 указано, что наличие печати, в соответствии с ГК РФ, не является обязательным реквизитом при заключении сторонами договора. Поэтому наличие или отсутствие на договоре печати не является основанием для признания сделки незаключенной либо недействительной. В Постановлении ФАС МО от 18.05.2006 № КГ-А40/3670-06 уточнено, что печать не является основанием для признания сделки незаключенной либо недействительной, если договор подписан уполномоченным руководителем юридического лица.

В ГК РФ закрепляется, что законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенного вида, скрепление печатью и т.п.), и оговариваться последствия несоблюдения этих требований. Следовательно, в определенных случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами или самими сторонами в договоре, обязательным реквизитом последнего наряду с подписью уполномоченного лица становится и печать.

При оказании услуг населению организации, осуществляя наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, должны выдать физическому лицу документ на бланке строгой отчетности, приравненный к кассовому чеку. В пп. «и» п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359) перечислены обязательные реквизиты такого документа, среди которых есть и печать организации.

К документам, на которых наличие печати обязательно, относятся отдельные формы первичных документов, приведенные в альбомах унифицированных форм, утвержденных постановлениями Госкомстата России. Необходимость оттиска печати на них указывается наличием аббревиатуры «М.П». В частности, реквизит «Место печати» присутствует, например, в товарной накладной (форма № ТОРГ-12). Без печати указанные документы будут составлены с нарушениями. Из вышесказанного следует, что оттиск печати на первичных учетных документах необходим только тогда, когда это прямо предусмотрено бланком унифицированной формы. Указанная аббревиатура присутствует и на некоторых унифицированных формах первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1): в акте о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы (форма № Т-73); командировочном удостоверении (форма № Т-10).

Требование о проставлении оттиска печати организации в трудовых книжках закреплено в Инструкции по заполнению трудовых книжек, а также в Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

При увольнении работника все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы в данной организации, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, его печатью и подписью самого работника (п.35 Правил).
Статья 62 ТК РФ обязывает работодателя выдавать работнику копии документов, связанных с работой. Причем эти копии должны быть заверены надлежащим образом.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-X верность копии документа должна быть засвидетельствована подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью (за исключением случаев, когда определенный документ требует нотариального заверения).

Унифицированные формы приказов о приеме на работу, о переводе на другую работу, увольнении, поощрении, направлении в командировку, предоставлении отпуска не содержат в себе такого реквизита, как «Место печати». Утвержденные этим же постановлением Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации не предусматривают обязательного проставления печати при заполнении данных форм (так, например, в отношении приказа о приеме на работу по форме № Т-1 или Т-1а Указания требуют объявлять работнику под расписку приказ, «подписанный руководителем организации или уполномоченным на это лицом» — без какого-либо упоминания о проставлении печати). Формы иных приказов нормативно не установлены, каждый работодатель вправе самостоятельно разработать и утвердить соответствующую форму.

Учитывая изложенное, можно предположить, что при отсутствии в локальных нормативных актах работодателя требования о проставлении печати организации на приказах такое проставление не требуется.


Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» утв.Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст

«3.25. Оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинной подписи.»*

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.