• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » В случае, если Постановление Пленума ВАС по определенному вопросу содержит серьезный пробел (не урегулированы один или два важных аспекта), каким образом это можно донести до Пленума в целях дополнения (уточнения, изменения) данного Постановления

В случае, если Постановление Пленума ВАС по определенному вопросу содержит серьезный пробел (не урегулированы один или два важных аспекта), каким образом это можно донести до Пленума в целях дополнения (уточнения, изменения) данного Постановления

87

Вопрос

В случае, если Постановление Пленума ВАС по определенному вопросу содержит серьезный пробел (не урегулированы один или два важных аспекта), каким образом это можно донести до Пленума в целях дополнения (уточнения, изменения) данного Постановления?

Ответ

: Специальный порядок обращения граждан по вопросу внесения изменений (дополнений и т. п.) в постановления Пленума ВАС РФ законом не предусмотрен.

 

В связи с этим есть возможность обратиться только в общем порядке, а именно:

  • прийти на личный прием;
  • направить письменное обращение.

Подробно порядок обращений граждан урегулирован в Федеральном законе от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». К нему также отсылает Порядок организации личного приема граждан и представителей организаций в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, утвержденный Приказом ВАС РФ от 30.08.2010 № 112.

К полномочиям ВАС РФ (а именно, Пленума ВАС РФ) относится рассмотрение материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и предоставление разъяснений по вопросам судебной практики (п. 1 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). В связи с этим свое обращение целесообразно основывать на максимально подробном исследовании судебной практики с приведением конкретных примеров, не ограничиваясь научно-практическими рассуждениями.

В таком случае, возможно, позиция, изложенная в обращении, будет учтена Пленумом РФ при рассмотрении соответствующего вопроса.

Суд должен в течение 30 дней рассмотреть Ваше обращение и ответить на него в письменной форме (ст.ст. 10, 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Иной порядок, к сожалению, на сегодняшний день не предусмотрен.

В рамках российской судебной системы также отсутствует возможность обжаловать постановления Пленума ВАС РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

"Статья 294. Требования к обращению в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

2. В заявлении или представлении должны быть указаны:*

1) наименование лица, подающего заявление или представление, с указанием его процессуального положения, наименования других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;

2) данные об оспариваемом судебном акте и наименование принявшего его арбитражного суда; данные о других судебных актах, принятых по данному делу; предмет спора;

3) основания, предусмотренные статьей 304 настоящего Кодекса, и доводы лица, подающего заявление или представление, с указанием оснований для пересмотра судебного акта со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, подтверждающие, по мнению заявителя, нарушение или неправильное применение норм материального права и (или) норм процессуального права, повлекшие за собой существенные нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности*;

4) перечень прилагаемых к заявлению или представлению документов.

В заявлении или представлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле, и их представителей и иные сведения, необходимые для рассмотрения дела.

<...>

Статья 304. Основания для пересмотра в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, и присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок

1. Судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт:

1) нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;

2) нарушает права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации

3) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.*

2. Наличие нарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 настоящей статьи и выразившегося в нарушении права на судопроизводство в разумный срок, является основанием для присуждения арбитражным судом компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок«.

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

«Статья 10. Полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:

5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;*

<...>

Статья 13. Полномочия Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

1) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

2) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;*

2. По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации*».

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ от 05.06.1996 № 7 «Об утверждении Регламента арбитражных судов»

«61.9. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит опубликованию в журнале „Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации“ и размещается на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

При этом арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, для них считается определенной* (пункт 5.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 № 17 в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 № 14).

Аналогичные правила применяются при установлении даты, когда считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 02.06.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

<...>

Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.*

<...>

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:*

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение*«.

5. Приказ ВАС РФ от 30.08.2010 № 112 «Об утверждении Порядка организации личного приема граждан и представителей организаций в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации»

«Порядок

организации личного приема граждан и представителей

организаций в Высшем арбитражном суде Российской Федерации

1. Порядок организации личного приема граждан и представителей организаций в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (далее — Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ „Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации“, Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ „О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“.

16. Письменные обращения регистрируются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Федеральным законом „О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“, Инструкцией по делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации*».

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.