Исполнитель оказывал транспортные услуги Заказчику по договору на оказание транспортных услуг

478

Вопрос

Исполнитель оказывал транспортные услуги Заказчику по договору на оказание транспортных услуг. Срок действия договора с 01.01.2011 по 31.12.2011 г. В мае 2011 г. стороны подписали доп. соглашение к договору о действии договора до 31.05.2011 г. Место оказания услуг - район Крайнего Севера. В период действия договора - в мае 2011 г. Исполнитель на своем транспортном средстве (КАМАЗ) перевозил груз, принадлежащий Заказчику, по маршруту город-остров. После того, как КАМАЗЫ попали на остров, началось весеннее половодье, путь обратно был закрыт. КАМАЗЫ исполнителя вплоть до июля 2011 г. находились на острове, а в июле 2011 г. на пароходах Заказчика были перевезены обратно в город. Исполнитель выставил Заказчику простой транспортного средства в период с мая по июль 2011 г. Заказчик отказался платить Исполнителю простой техники, мотивируя тем, что договор действовал до 31.05.2011 г. Может ли Исполнитель взыскать с заказчика простой техники, если у исполнителя имеются путевые листы и товарно - транспортные накладные, которые подтверждают, что исполнитель перевозил груз с мая по 27.07.2014 г., однако заказчик не подписал акты оказанных услуг? В данном случае срок исковой давности действует до 27.07.2014 г.?

Ответ

: Можно предположить, что в данном случае заказчик заявит о пропуске исковой давности и взыскать убытки за простой техники с него не удастся. Согласно п. 1, п. 2 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ.

 

Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для применения ответственности, предусмотренной ст. 15 ГК РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление убытков и доказанность их размера, противоправность поведения, вину причинителя убытков (в необходимых случаях), а также причинно-следственную связь между действиями причинителя убытков и наступившими у истца неблагоприятными последствиями (убытками). Недоказанность одного из этих условий влечет за собой отказ в удовлетворении требований.

Из буквального и системного толкования статей 12 и 13 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ и статьи 200 ГК РФ следует, что годичный срок исковой давности по требованию к заказчику исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска, то есть с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права и составляет 1 год, то есть до июля 2012 г. Аналогичная норма указана в п. 3 ст. 797 ГК РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

 

Как взыскать с клиента (грузоотправителя, грузополучателя) штраф за простой, отказ от пользования транспортным средством, непредъявление груза для перевозки

«Экспедиторы (перевозчики) в ходе исполнения договора нередко сталкиваются с ситуацией, когда клиент (грузоотправитель, грузополучатель) нарушает свои обязательства или вовсе отказывается от исполнения договора (например, под предлогом того, что ему предоставили непригодное транспортное средство). Это влечет за собой убытки для экспедитора (перевозчика).

Действующее законодательство предлагает эффективный способ воздействия на клиента (грузоотправителя, грузополучателя) — установление штрафных санкций. Однако для того чтобы реализовать свое право на взыскание штрафа, экспедиторы (перевозчики) должны соблюдать определенные требования.

Как взыскать штраф с грузоотправителя по договору перевозки

Грузоотправитель за непредъявление груза либо неиспользование транспортных средств несет ответственность, которая установлена:

  • Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ) (см. Ответственность грузоотправителя по договору перевозки автомобильным транспортом);
  • соглашением сторон.

Если в договоре стороны не установили дополнительной ответственности грузоотправителя, то в соответствии с законом перевозчик может взыскать штраф лишь за следующие нарушения:

  • непредъявление груза для перевозки — с грузоотправителя (ч. 4 и 5 ст. 10, ч. 1 ст. 35 УАТ);
  • неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо искажение сведений о свойствах груза — с грузоотправителя (ч. 3 ст. 35 УАТ);
  • задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку (ч. 4 и 5 ст. 35 УАТ) — с грузоотправителя (при погрузке) или грузополучателя (при выгрузке).

Взыскание штрафа за непредъявление груза для перевозки

Чтобы взыскать с грузоотправителя штраф за непредъявление груза для перевозки, перевозчику нужно зафиксировать факт непредъявления. Для этого нужно составить соответствующий акт (подп. «г» п. 79 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272; далее — ППГАТ) и сделать отметку о его составлении в транспортной накладной, путевом листе и сопроводительной ведомости (при ее наличии). В отметке перевозчик должен кратко описать обстоятельства, послужившие основанием для ее проставления и размер штрафа.

Если стороны не составят акт и не проставят указанные отметки, то суд откажет во взыскании штрафа, так как будут отсутствовать надлежащие доказательства невыполнения грузоотправителем своих обязательств (см., например,постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 июня 2010 г. по делу № А33-16499/2009).

Акт нужно составить в присутствии грузоотправителя или его представителя, причем грузоотправитель должен подписать этот акт. Это важно, потому что по общему правилу односторонние акты не подтверждают обстоятельства, которые являются основанием для возникновения ответственности грузоотправителя. Исключением являются случаи, когда он уклоняется от составления акта.

Перевозчик должен составить акт в день, когда груз должен был быть предъявлен к перевозке. Если этого сделать невозможно, то — в течение следующих суток (п. 80 ППГАТ). Количество экземпляров акта должно равняться числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем двум.

Что делать, если грузоотправитель уклоняется от составления акта о непредъявлении груза для перевозки (131,2682)

Акт о непредъявлении груза для перевозки должен содержать:

  • дату и место составления акта;
  • Ф.И.О. и должности лиц, которые участвуют в составлении акта;
  • точное описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
  • подписи участвующих в составлении акта уполномоченных лиц.

Что делать, если грузоотправитель отказывается подписывать акт (131,2683)

Непредъявлением груза можно считать в том числе ситуации, когда грузоотправитель необоснованно отказывается использовать поданные транспортные средства. При этом нужно доказать, что предоставленные транспортные средства были пригодны для перевозки соответствующего груза. Чтобы избежать неблагоприятных последствий, перевозчик должен предоставить те транспортные средства, которые были согласованы в договоре, заявке, заказе, заказ-наряде.

Взыскание штрафа за неуказание особых отметок или необходимых мер предосторожности либо искажение сведений о свойствах груза

По сути это ответственность грузоотправителя за неправильное заполнение перевозочных документов. Таким образом, почасти 3 статьи 35 УАТ можно взыскать штраф и за предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при автомобильной перевозке особых мер предосторожности, если грузоотправитель неправильно указал наименования или свойства груза.

Пример из практики: суд взыскал с грузоотправителя убытки, вызванные тем, что тот занизил вес груза в товарно-транспортной накладной

Взыскание штрафа за задержку (простой) транспортных средств

Простоем автомобиля следует считать не только его фактическую задержку под погрузкой (разгрузкой), но и его задержку на территории грузоотправителя или в пути следования. При этом вина грузоотправителя (грузополучателя) должна быть подтверждена документально.

Размер штрафа зависит от условия договора о сроке для погрузки (выгрузки) груза. При превышении этого срока перевозчик может начислить штраф за задержку (простой) транспортного средства. Основанием для этого будут отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств, которые должен проставить грузоотправитель (грузополучатель)*.

Пример из практики: суд взыскал штраф за задержку (простой) лишь частично, так как не во всех маршрутных листах были отметки о времени прибытия и убытия автотранспортного средства

Если грузоотправитель (грузополучатель) отказывается проставить такие отметки или не согласен с временем прибытия и (или) убытия транспортных средств, перевозчику необходимо составить соответствующий акт (подп. «ж» п. 79 ППГАТ). При этом нужно следовать указанным выше правилам.

Однако отправитель (получатель) груза освобождается от ответственности, если неисполнение им своих обязательств произошло вследствие:

  • непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
  • временного ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством РФ, по не зависящим от грузоотправителя (грузополучателя) причинам;
  • иных не зависящих от грузоотправителя (грузополучателя) причин.

Это установлено пунктом 2 статьи 794 Гражданского кодекса РФ и статьей 36 УАТ.

Следует также иметь в виду, что закон не устанавливает соблюдения обязательного претензионного порядка до предъявления иска к грузоотправителю. Значит, если такой порядок не установлен договором, перевозчик может сразу обратиться с иском в суд. При этом срок исковой давности равен одному году (п. 3 ст. 797 ГК РФ).*

Как взыскать штраф с клиента по договору транспортной экспедиции

По договору транспортной экспедиции клиент несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в соответствии с:

  • главой 25 Гражданского кодекса РФ
  • и главой 3 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — закон о ТЭД).

Однако в Законе о ТЭД предусмотрена ответственность клиента лишь в следующих случаях:

  • нарушение обязанности по предоставлению информации, необходимой для выполнения поручения экспедитору;
  • несвоевременная уплата вознаграждения и возмещения понесенных экспедитором расходов в интересах клиента;
  • необоснованный отказ клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором.

Подробнее см. Что можно сделать, если клиент не предоставил экспедитору необходимые документы и Что можно сделать, если клиент (грузоотправитель) задерживает оплату.

Таким образом, Закон о ТЭД не устанавливает ответственности клиента за непредъявление груза или задержку (простой) транспортных средств.

Однако условие о неустойке может быть установлено договором транспортной экспедиции. Тогда экспедитор сможет обратиться в суд, сославшись на условие договора (см., например, постановления ФАС Московского округа от 10 февраля 2011 г. № КГ-А40/18021-10 по делу № А40-35488/10-5-303, Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2011 г. № 09АП-12749/2011-ГК по делу № А40-150412/10-65-1263). Тем более что для экспедитора, как и для перевозчика, закон не устанавливает обязательного порядка досудебного урегулирования споров.

Но часто стороны не устанавливают дополнительной ответственности клиента. В таких ситуациях нужно исходить из специфики договора транспортной экспедиции.

Экспедитор выступает в роли грузоотправителя (грузополучателя) по отношению к перевозчику, то есть несет перед ним ответственность, установленную УАТ и договором перевозки. В итоге экспедитор (как грузоотправитель или грузополучатель) сам выплачивает неустойку за задержку (простой) транспортного средства или за непредъявление груза.

Однако потом экспедитору необходимо обратиться с претензией к клиенту (или сразу в суд) о возмещении выплаченной перевозчику неустойки. На практике суды квалифицируют ее как расходы, понесенные в интересах клиента, и взыскивают с клиента вне зависимости от его вины."

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.