Наша организация является экспедитором

248

Вопрос

Наша организация является экспедитором. При перевозке транзитных грузов, Таможенная служба поместила товар на склад временного хранения, в соответствии с законом размещение товаров на СВХ предусматривает формирование отчетов ДО-1 и ДО-2 (на помещение и на выдачу товаров с СВХ). Соответственно за формирование данных отчетов Таможня взимает сборы. ОАО, в свою очередь, выставляет нам как экспедитору затраты на эти сборы. Вопрос:Законны ли действия ОАО? Кто должен оплачивать данные сборы (экспедитор, грузооправитель, грузополучатель и др.)? Какой документ определяет размер данных сборов?

Ответ

: Действия ОАО  законны. В соответствии с п. 3 ст. 790 ГК РФ работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей и грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон.

 

Грузополучатель или грузоотправитель обязан возмещать расходы перевозчика, возникшие в связи с выполнением работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) (ст. 22 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ).

Размер сборов установлен Протоколом заседания правления ОАО от 29.11.2011 № 46.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

 

Какие дополнительные услуги и в каких случаях должен оплатить клиент (грузоотправитель)

«Перевозчик и транспортный экспедитор могут столкнуться с ситуациями, когда:

  • для исполнения договора перевозки (транспортной экспедиции) нужно оказать услуги, не предусмотренные соглашением сторон,
  • или грузоотправитель (клиент) хочет возложить на перевозчика (экспедитора) дополнительные обязанности.

Чтобы получить оплату за оказание дополнительных услуг, перевозчику (экспедитору) нужно соблюдать определенные условия.

Дополнительные услуги по договору перевозки груза

По договору перевозки груза перевозчик обязан доставить груз и выдать его получателю, а отправитель — уплатить провозную плату. Однако на практике достаточно часто грузоотправитель возлагает на перевозчика также следующие обязанности:

  • предоставить приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза;
  • установить и (или) снять эти приспособления с транспортного средства;
  • погрузить груз в транспортное средство и (или) выгрузить груз из него и т. д.;
  • обеспечить возможность сопровождения грузов, которые требуют охраны в пути. При этом грузоотправитель или грузополучатель самостоятельно заключает договор с охранной организацией, которая имеет соответствующую лицензию на оказание охранных услуг согласно статье 11 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Оказание этих услуг и их стоимость должны быть установлены соглашением сторон (п. 3 ст. 790 ГК РФ) в договоре (заказе) на перевозку груза. Если этого не сделать, то впоследствии суд может отказать во взыскании оплаты за дополнительную услугу, отметив, что грузоотправитель не заказывал ту услугу, которую оказал перевозчик (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 марта 2007 г. № А33-12262/06-Ф02-1067/07).

Законодательство называет ряд дополнительных услуг, которые могут быть оказаны в рамках договора перевозки. Но Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ) выделяет лишь две ситуации, когда грузоотправитель обязан внести плату вне зависимости от того, содержится ли условие об оказании дополнительных услуг в договоре перевозки. Так, он обязан заплатить:

  • за возврат груза, если грузоотправитель не даст указаний, когда истечет предельный срок хранения груза в терминале перевозчика (ч. 4 ст. 16 УАТ);
  • за перевозку груза при его возврате или переадресовке, если грузополучатель отказался принять груз по причинам, которые не зависят от перевозчика (ч. 5 ст. 15 УАТ, п. 66 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272; далее — ППГАТ).

Обязанность грузоотправителя заплатить за переадресовку груза возникает в случае, если он даст письменное указание перевозчику доставить груз по новому адресу:

  • до того, как груз будет доставлен получателю (см., например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2010 г. № 15АП-9408/2009 по делу № А32-13006/2009),
  • или после того, как получатель откажется принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика.

Причем указание о переадресовке нужно получить в письменном виде или хотя бы факсограммой, если договором не предусмотрено иное. Иначе потом будет затруднительно доказать факт переадресовки груза.

Пример из практики: суд пришел к выводу о том, что перевозчик ненадлежащим образом исполнил условия договора перевозки и отказал в иске, так как тот не представил документов, которые бы подтверждали письменное распоряжение грузоотправителя на переадресовку груза

Совет

Надежнее оформлять переадресовку груза в виде документа, подписанного уполномоченным лицом грузоотправителя. При этом нужно соблюсти следующий алгоритм действий.

1. Водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз.

2. Перевозчик в письменной форме либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза.

3. При получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза в течение двух часов с момента его уведомления или до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке.

Указанный порядок установлен пунктом 67 ППГАТ и соблюдать его необходимо, поскольку на практике случается, что грузы выдаются ненадлежащему получателю, в том числе по преступному сговору (мошеннические действия,ст. 159 УК РФ).

О переадресовке груза необходимо сделать отметку в разделе 14 транспортной накладной. Это нужно для оплаты и учета расходов по дополнительной перевозке груза новому грузополучателю.

Грузоотправитель будет обязан заплатить за возврат груза, если перевозчик возвратил его с соблюдением следующих требований:

  • грузополучатель отказался принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика,
  • и при этом грузоотправитель не дал указания о переадресовке в течение двух часов после того, как перевозчик уведомил его об отказе получателя принять груз, или же дал такое указание, но доставить груз по новому адресу невозможно.

Уведомить отправителя о том, что получатель отказался принять груз, нужно в письменной форме либо с использованием средств связи. При этом такое уведомление должно содержать:

  • информацию об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз;
  • запрос указаний о переадресовке груза.

О возврате груза также нужно предварительно уведомить грузоотправителя. От этого будет зависеть оплата услуг перевозчика, ведь грузоотправитель может сослаться на ненадлежащее исполнение обязательств.

Услуги, которые должен оплатить грузоотправитель (грузополучатель) при их включении в договор

УАТ и ППГАТ содержат правила о трех дополнительных услугах, которые грузоотправитель (грузополучатель) должен оплатить, даже если их стоимость и (или) обязанность по оплате не согласованы. При этом условие о том, что их должен оказать перевозчик, должно быть прямо предусмотрено соглашением сторон в договоре перевозки (заказе на перевозку) груза или договоре о возмездном оказании услуг между грузополучателем и перевозчиком. Если этого сделано не будет, то перевозчик не должен будет оказывать эти услуги, а грузоотправитель (грузополучатель) — оплачивать.

1. Хранение груза в терминале перевозчика (ч. 1 ст. 16 УАТ).

Если в договоре перевозки (заказе на перевозку) не указаны случаи, при наступлении которых перевозчик должен доставить груз в терминал для хранения, то у него не будет оснований требовать оплаты этих услуг.

Совет

В договоре перевозки (разд. 8 транспортной накладной) нужно отдельно согласовать порядок, сроки и стоимость хранения товара в терминале перевозчика. Кроме того, хранение в терминале предполагает разгрузку товара из транспортного средства и загрузку в него, то есть дополнительные расходы и риски. Это также нужно учесть.

Факт хранения груза на определенном терминале перевозчика должен быть подтвержден документально. Для этого составляется:

  • акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (унифицированная форма № МХ-1 утверждена постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66),
  • или складская квитанция,
  • или другой документ, подтверждающий факт хранения груза на терминале.

Эти документы необходимы для оплаты дополнительных услуг перевозчику, учета расходов грузоотправителя на хранение груза и (в случае повреждения, утраты груза) для страховой компании в случае страхового покрытия убытков.

Если иное не установлено договором перевозки, груз можно хранить в терминале (а следовательно, и начислять за это плату) до 30 дней (ч. 2 ст. 16 УАТ).

Внимание! Сразу по доставке груза в терминал перевозчика нужно направить грузоотправителю извещение о том, что груз доставлен.

После того как пройдет 30 дней, перевозчик должен запросить у грузоотправителя указания относительно дальнейших действий, связанных с хранением груза. Если никаких указаний в течение четырех суток не будет, то перевозчик может сделать следующее:

  • возвратить груз грузоотправителю за его счет;
  • реализовать груз по договору купли-продажи.

2. Выполнение работ по промывке и дезинфекции транспортных средств, контейнеров (ч. 2 ст. 17 УАТ, п. 72 ППГАТ).

После выгрузки грузов транспортные средства (контейнеры) всегда должны быть очищены от остатков этих грузов, а после перевозки грузов, указанных в приложении № 9 к ППГАТ, — еще и продезинфицированы (ч. 1 ст. 17 УАТ). По умолчанию указанные работы должен выполнить грузополучатель, но перевозчик по согласованию с ним может взять эту обязанность на себя. При этом оплатить промывку и дезинфекцию должен грузополучатель.

Однако на практике это не всегда реально сделать. Зачастую такое соглашение (на основании отдельного договора возмездного оказания услуг) имеет место лишь при доставке грузов одним и тем же перевозчиком одному и тому же грузополучателю. В остальных случаях грузополучатель может сослаться на то, что он не является стороной договора в части приемки груза, а соответственно, у перевозчика нет никаких оснований требовать от него дополнительных расходов по очистке отсеков транспортных средств и контейнеров. В частности, такая ситуация может сложиться, когда договор перевозки заключается во исполнение договора поставки товара, в котором указано, что поставщик доставляет товар на склад грузополучателя и, соответственно, несет все расходы по такой доставке.

Совет

На практике нужно учитывать, что договор перевозки заключает грузоотправитель и только от него можно потребовать возместить расходы по перевозке. Поэтому перевозчику имеет смысл попробовать включить в договор перевозки условие о том, что именно грузоотправитель будет обязан оплатить промывку и дезинфекцию транспортных средств (контейнеров).

3. Возврат грузоотправителю приспособлений, необходимых для погрузки, выгрузки и перевозки груза, если он сам их предоставил (п. 49 ППГАТ).

Об этой обязанности перевозчика грузоотправитель должен сделать запись в пункте 5 транспортной накладной. Он же должен и оплатить перевозчику стоимость возврата приспособлений или тары.

Если грузоотправитель не сделает указанной записи, то приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, следует выдать грузополучателю вместе с грузом в пункте назначения.

Дополнительные услуги по договору транспортной экспедиции

В договоре транспортной экспедиции могут быть предусмотрены следующие дополнительные услуги (п. 1 ст. 801 ГК РФ):

  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;*
  • проверка количества и состояния груза;
  • его погрузка и выгрузка;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;*
  • хранение груза;*
  • его получение в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Причем иные услуги должны быть так или иначе связаны с перевозкой грузов.

Обязанность клиента уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, которые тот понес в интересах клиента, установлена в пункте 2 статьи 5 Закона о ТЭД. Однако размеры этих расходов сторонам следует согласовать в договоре. Если сразу все расходы определить затруднительно (обычно так и бывает), то их можно устанавливать дополнительными соглашениями к договору. Причем конкретную сумму можно не указывать, а лишь сослаться на порядок ее определения.

Пример из практики: суд взыскал с клиента задолженность и неустойку за просрочку платежа, так как все виды расходов были максимально подробно согласованы обеими сторонами в документах

В качестве доказательств того, что стороны согласовали оказание дополнительных услуг, можно использовать и переписку сторон (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10 октября 2002 г. № А82-10/02-Г/2).

Совет

Клиенты часто отказываются оплачивать расходы, которые экспедитор произвел в их интересах. Если экспедитор докажет необоснованность такого отказа, он сможет взыскать, помимо расходов, еще и штраф в размере 10 процентов от суммы этих расходов.

Иногда возникают ситуации, когда оказать дополнительные услуги необходимо, чтобы исполнить договор транспортной экспедиции, но они (как и их стоимость) не предусмотрены договором и нет возможности заключить дополнительное соглашение. Например, чтобы сохранить груз, его срочно нужно перегрузить или направить в терминал перевозчика (экспедитора или третьего лица).

В таких случаях нужно сделать запрос клиенту о том, можно ли отступить от его указаний. Если ответ не придет в течение суток или если невозможно сделать запрос, то экспедитор вправе отступить от указаний клиента. Но в последующем экспедитор все равно должен уведомить клиента о допущенных отступлениях от согласованных условий и получить подтверждение клиента о получении данного уведомления.

Внимание! Если экспедитор отступит от указаний клиента и не сообщит ему об этом, то впоследствии может понести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, и, соответственно, его расходы не будут оплачены клиентом.

Это связано с тем, что любое отступление от указаний клиента может повлечь утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза или нарушение срока исполнения обязательств.

Об ответственности экспедитора см. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции.

После выполнения указанных действий экспедитор имеет право на оплату дополнительных услуг — суды их квалифицируют как возмездные. Размер их оплаты будет определяться по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Пример из практики: суд обязал клиента возместить экспедитору расходы за сверхнормативное хранение груза, так как они были понесены в интересах клиента

ООО «Б.» (экспедитор) и ООО «Ц.» (клиент) заключили договор на транспортно-экспедиционное обслуживание.

Позднее ООО «К.» по договору с ООО «Б.» приняло груз на хранение и оказало услуги на общую сумму 496 974,70 руб.

Экспедитор обратился к ООО «Ц.» с требованием оплатить сверхнормативное хранение груза. Так как клиент этого не сделал, ООО «Б.» обратилось в суд с иском о взыскании расходов.

Суды удовлетворили иск в полном объеме, но затем суд кассационной инстанции решения судов отменил и направил дело на новое рассмотрение. При этом он указал: «Суду следует установить: являлось ли сверхнормативное хранение груза услугами экспедитора, либо дополнительными расходами экспедитора; проверить наличие оснований для возмещения должником кредитору убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства».

При новом рассмотрении суд указал, что спорная сумма является расходами экспедитора, понесенными в интересах клиента. Кроме того, несмотря на то что стоимость хранения груза не была согласована сторонами в договоре, хранение является возмездной услугой и не может быть бесплатным.

Требование экспедитора было удовлетворено в полном размере (постановление ФАС Дальневосточного округа от 16 марта 2010 г. № Ф03-943/2010 по делу № А51-4858/2009, решение Арбитражного суда Приморского края от 8 сентября 2010 г. по делу № А51-4858/2009).

Внимание! Если будет установлено, что можно было обойтись без оказания дополнительных услуг или их можно было оказать за меньшую сумму, то суд может отказать во взыскании расходов на такие услуги.

Дополнительные услуги должны быть:

  • необходимы для клиента (для исполнения договора)
  • и (или) выполнены в его интересах (в целях экономии средств и предотвращения порчи, повреждения или утраты груза).

См., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 29 апреля 2011 г. № Ф03-1463/2011 по делу № А51-10161/2010."



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль