1) Возможно в договоре поставки предусмотреть заверения и гарантии покупателя относительно того, что он является конечным потребителем и покупает технику не в целях дальнейшей перепродажи

2767

Вопрос

1) Возможно в договоре поставки предусмотреть заверения и гарантии покупателя относительно того, что он является конечным потребителем и покупает технику не в целях дальнейшей перепродажи? 2) Можно ли договором ограничить такую последующую перепродажу? 3) Поможет ли эта мера избежать требований потенциальных покупателей конечного покупателя (если он нарушит свои заверения по перепродаже) по качеству напрямую к первоначальному продавцу?

Ответ

: 1) В договоре поставки может быть предусмотрено, что покупатель является конечным потребителем и покупает товар не в целях дальнейшей перепродажи, однако такие условия не должны вступать в противоречия с требованиями законодательства о защите конкуренции. 2) Из буквального толкования вопроса сложно сделать вывод можно ли в конкретном договоре поставки предусмотреть условие о запрете на перепродажу товара, так как Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ содержит условия, при которых заключение «вертикальных» соглашений между продавцом и покупателем будет противоречить закону. 3) Такая мера не поможет избежать требований потенциальных покупателей к производителю товара или первоначальному продавцу. О том при каких условиях ограничения в договоре поставки нарушают условия законодательства о защите конкуренции читайте в рекомендации ниже.

 

Право потребителя на обращение к изготовителю или первоначальному продавцу напрямую предусмотрено статьями 12, 13, 14, 18, 20, 23 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 и не может быть отменено условиями договора.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Условия дилерского договора о цене, территории и запрете на работу с конкурентами: риски для поставщика.

«Как правило, поставщик заинтересован в том, чтобы включить в дилерский договор положения*:

  • об установлении для дилера цены перепродажи товара;
  • об ограничении территории, на которой дилер может осуществлять перепродажу товара;
  • о запрете реализации товаров конкурентов.

Сделать это можно не всегда, а только при определенных условиях. В остальных случаях антимонопольная служба может потребовать расторгнуть договор и оштрафовать поставщика.

Случаи, когда в дилерском договоре допускаются условия о цене и территории перепродажи товара и запрете реализации товаров конкурентов

Чтобы оценить возможность включения в дилерский договор того или иного условия, необходимо учесть запреты и ограничения, которые установлены Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции)*. Это связано с тем, что дилерские договоры подпадают под понятие"вертикальных" соглашений.

В дилерском договоре можно установить все перечисленные условия (о цене и территории перепродажи, запрете реализации товаров конкурентов) в любом из следующих случаев.

1. Соглашение заключается с собственной дилерской сетью, то есть с дилерами, которые входят в одну группу с поставщиком (производителем). При этом должен иметь место контроль одной стороны договора в отношении другой стороны либо обе стороны должны находиться под контролем одного лица. Контроль в данном случае означает возможность прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другой стороной. Это возможно через*:

  • распоряжение более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица,
  • и (или) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Такие правила установлены пунктами 7 и 8 статьи 11 и пунктом 6 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции.

Стоит отметить, что если дилер и поставщик удовлетворяют всем перечисленным условиям, то они не ограничены в определении условий дилерских договоров.

2. Доля дилера и поставщика на любом товарном рынке не превышает 20 процентов (ч. 2 ст. 12 Закона о защите конкуренции). При этом на практике суды учитывают долю на рынке того товара, в отношении которого заключено соглашение (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 сентября 2011 г. по делу № А19-23635/10). Определение долей производится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220*. Причем если поставщик (как и дилер) не согласен с результатами исследования рынка, то имеет право представить доказательства допустимости заключенного соглашения (ч. 6 ст. 11 Закона о защите конкуренции).

Совет (166,863)

Даже если в момент заключения дилерского договора доля дилера и поставщика на товарном рынке не превышает 20 процентов, это не исключает риски*. Так, в период работы по дилерскому договору доля одной из сторон может превысить допустимое значение, и соглашение перестанет быть допустимым. Для таких случаев в договор стоит включить специальное условие. Оно должно поставить действие спорных положений дилерского договора (о цене и территории перепродажи и запрете продажи товаров конкурентов) в зависимость от того, превышает ли доля дилера и поставщика на рынке 20 процентов. Если процент будет превышен, то действие определенных пунктов договора будет временно приостановлено до согласования новых условий.

Кроме того, довольно часто встречаются договоры, которые фактически дилерскими не являются, а относятся к посредническим. Так, если договор по сути является агентским (п. 1 ст. 1005 ГК РФ), то условия о цене и территории перепродажи или запрете реализации товаров конкурентов в него можно включить. Это связано с тем, что агентский договор не относится к «вертикальным» соглашениям (п. 19 ст. 4 Закона о защите конкуренции). См. также Сходство и различие с посредническими договорами.

Внимание! (167,1007) Поставщика могут оштрафовать за включение в дилерский договор условий, которые являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством*.

Особенности условия о цене перепродажи товара

Дилер, являясь собственником перепродаваемого товара, по общему правилу имеет право устанавливать конечные цены на него исходя из собственных соображений (п. 2 ст. 209 ГК РФ). Однако поставщик может настоять на включении в договор условий, ограничивающих цену перепродажи. Это может быть связано с ценовой политикой поставщика в отношении товара или сложившейся на рынке ситуации.

Условие о максимальной цене может быть включено в дилерский договор*. Это допускается пунктом 1 части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Однако не каждый дилер соглашается на такое ограничение. А вот условие о минимальной или фиксированной цене недопустимо, за исключением перечисленных выше случаев.

Запрет связан с тем, что «вертикальные» соглашения, которые приводят (или могут привести) к установлению цены перепродажи товара, запрещаются*. Общими исключениями в отношении соглашений между покупателями и продавцами (утв.постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 583) установлено, что не могут быть признаны допустимыми «условия, ограничивающие возможность покупателя самостоятельно определять цену, по которой он перепродает товар иным лицам, в том числе условие о минимальной цене перепродажи товара или фиксированной цене перепродажи товара» (подп. «а» п. 2).

Внимание! (167,1008) Нарушением также будет считаться включение в договор условия, которое прямо не указывает на характер установленной цены, но при этом ставит дилера в такое положение, что он не может продавать товар по цене ниже указанной.

В то же время если стороны просто указали в договоре, что «дилер обязуется реализовать товар по согласованным с поставщиком ценам», но фактически такого согласования не было, то нарушения не будет*. Так, по одному из дел комиссия ФАС России указала: «не выявлены доказательства, подтверждающие возможные факты согласования цены перепродажи Продукции между [производителем], [дистрибьютором] и [дилером], в связи с чем, факты нарушения части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях указанных лиц Комиссией не установлены» (решение ФАС России от 31 мая 2012 г. № 1 11/132-11).

Может ли поставщик (дистрибьютор) установить для своих дилеров рекомендованные розничные цены (131,72792)

Особенности условия о территории перепродажи товара

Ограничение территории продаж товара позволяет исключить конкуренцию между несколькими дилерами одного и того же поставщика, а также конкуренцию с самим поставщиком. Однако по общему правилу такие условия запрещены. Это связано с тем, что они приводят или могут привести к ограничению конкуренции (ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции).

Исключение касается (наряду с уже перечисленными случаями) условия, по которому под запрет попадает территория, на которой продажу товара*:

  • осуществляет сам поставщик (продавец). На это в дилерском договоре должно быть особое указание;
  • осуществляет только иной покупатель (дилер) по соответствующему соглашению с поставщиком (продавцом). То есть должен присутствовать такой договор, согласно которому только иной покупатель имеет право продавать товар на запретной территории. При этом в самом спорном дилерском договоре на это указания может и не быть.

Это установлено подпунктом «б» пункта 2 общих исключений в отношении соглашений между покупателями и продавцами (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 583).

Совет (166,864)

Если поставщик хочет включить в договор условие об ограничении для дилера территории перепродажи, то имеет смысл обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия дилерского договора требованиям законодательства*. Такое право предоставлено сторонам частью 1 статьи 35 Закона о защите конкуренции.

Внимание! (167,1009) Даже если дилерский договор не содержит условия об ограничении территории перепродажи товара, но такая договоренность существует между сторонами, это может быть признано запрещенной координацией экономической деятельности*.

Если законом допускается ограничение территории перепродажи и поставщик хочет включить в договор соответствующее условие, то к определению договорной территории необходимо подойти с особой тщательностью. Для этого стоит придерживаться строгих географических границ. Неточности в определении территории перепродажи могут привести к спорам между дилером и поставщиком или между несколькими дилерами, которые занимаются продажей одного и того же товара.

Особенности условия о запрете на реализацию товаров конкурентов

Такое условие часто встречается в дилерских договорах, однако оно также нарушает антимонопольное законодательство. «Вертикальные» соглашения, предусматривающие обязательство покупателя (дилера) не продавать товар хозяйствующего субъекта (третьего лица), который является конкурентом продавца (поставщика), запрещаются (п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции). Однако запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров подтоварным знаком либо иным средством индивидуализации продавца (поставщика) или производителя.

Пример соглашения об организации покупателем продажи товаров под средством индивидуализации продавца

При этом риск признания условия о запрете на реализацию товаров конкурентов нарушающим антимонопольное законодательство все же существует.

Пример из практики: суд отклонил доводы поставщика о том, что дилерские договоры содержали условие об организации продажи товара под товарным знаком (фирменным наименованием) поставщика, и отказал в признании недействительной резолютивной части решения ФАС России

Основываясь на приведенном примере из практики, можно сделать следующий вывод. Чтобы воспользоваться указанным исключением и обязать дилера не продавать товары конкурентов, нужно, чтобы*:

  • дилерский договор содержал условие о реализации товара под конкретным товарным знаком либо иным средством индивидуализации,
  • средство индивидуализации было зарегистрировано,
  • поставщик (производитель) имел законные права на средство индивидуализации,
  • договор о предоставлении дилеру права использовать средство индивидуализации был заключен и зарегистрирован.

Совет (166,865)

Если спорные условия договора уже включены в дилерский договор, то сторонам стоит договориться об их исключении из него. Это необходимо сделать и в том случае, если комиссия антимонопольного органа уже приняла решение о возбуждении дела. Если стороны исключат из договора все спорные положения до принятия комиссией решения, то есть шанс на прекращение рассмотрения дела по пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

См. также Дистрибьюторские соглашения. Какие условия под запретом антимонопольного законодательства и Опасные условия дистрибьюторских соглашений. Случаи, когда есть риск получить предписание ФАС России.".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.