Не могли бы вы подсказать ответ по следующему вопросу: нужна ли юридическому лицу лицензия

84

Вопрос

Не могли бы вы подсказать ответ по следующему вопросу: нужна ли юридическому лицу лицензия, если оно (это юр.лицо) осуществляет деятельность по снабжению питьевой водой физических и юридических лиц для бытовых и хозяйственных нужд? У меня имеются сведения о том (правда устные), что такую деятельность возможно осуществлять без лицензии, но это влечет за собой увеличение налога в несколько раз - так ли это?

Ответ

: Лицензия необходима в том случае, если организация осуществляет добычу подземных вод. Основанием для пользования подземными водными объектами является лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемая в соответствии с требованиями Закона РФ от 21.02.92 № 2395-1 (Письмо Минфина России от 14.06.2006 № 03-07-03-02/24).

 

В том же письме говорится, что льготную ставку водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу куб.метров воды могут применять организации и физические лица, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда), в которой помимо цели пользования водным объектом, отражены сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения), установленные для указанной цели, и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта (п. 3 ст. 333.12 НК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Письмо ФНС России от 18.11.2011 № ЕД-4-3/19286

«Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами от налоговых органов по вопросу применения пониженной ставки водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров при осуществлении водоснабжения населения через организации посредники, сообщает следующее.


Пунктом 1 статьи 333.8 главы 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В соответствии с пунктом 1 статьи 333.9 Кодекса объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов.*


При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (пункт 2 статья 333.10 Кодекса).


Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки (пункт 2 статья 333.13 Кодекса).

Пунктом 3 статьи 333.12 Кодекса определено, что ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.*


Согласно разъяснениям Минфина России, указанным в письмах от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64 и от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24, освобождение от налогообложения или применение пониженной ставки водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров является льготой для налогоплательщиков, при отсутствии в лицензии на водопользование или на пользование недрами для добычи подземных вод указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством), водный налог уплачивается по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 333.12, Кодекса. Данная позиция подтверждена Минфином России в письме от 28.05.2010 N 03-06-05-02/9.*

Однако из пункта 3 статьи 333.12 не следует, что пониженная ставка водного налога применяется только организациями, забирающими и без посредников подающими воду для водоснабжения населения.


В ряде случаев водопользователь не осуществляет самостоятельного водоснабжения населения, а реализует воду организации посреднику, которая в дальнейшем поставляет ее населению.

Например, забор и подготовку воды осуществляет водопользователь, а транспортировку и передачу — организация посредник, при централизованном теплоснабжении населения, если забор воды осуществляется одной организацией, а теплоснабжение — другой. В этой связи в документах может отсутствовать информация о том, что водопользователем является население.

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 12.02.99 N 167, водоснабжение представляет собой технологический процесс, обеспечивающий забор, транспортировку, подготовку и передачу абонентам питьевой воды. Согласно пункту 1 данного постановления к числу абонентов (водопотребителей) относятся организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению.


Существующая судебная практика сложилась в пользу налогоплательщиков водного налога, применяющих ставку водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров, установленной по забору воды из водных объектов для водоснабжения населения, при осуществлении водоснабжения населения водопользователем через организации посредники.

По мнению арбитражных судов, пониженная ставка водного налога применяется и теми организациями, которые через посредников подают воду для водоснабжения населения. Для этого необходимо, чтобы в лицензии была указана соответствующая цель, а факт получения воды населением был документально подтвержден. В качестве таких доказательств суды принимают договоры водопользования с посредником с условием о водоснабжении населения, совместные акты о количестве отпущенной воды, иные первичные документы (постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.03.2006 по делу N А43-23129/2005-35-683 и от 09.03.2006 по делу N А43-8016/2004-11-429).


В то же время по данному вопросу отсутствует позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.


В связи с изложенным ФНС России просит высказать свое мнение по вопросу применения пониженной ставки водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров при осуществлении водоснабжения населения водопользователем через организации посредники, в лицензиях которого не указана цель — водоснабжение населения."

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.