В период с октября 2012 года мы поставляли тепловую энергию юридическому лицу в целях отопления его нежилого помещения

237

Вопрос

В период с октября 2012 года мы поставляли тепловую энергию юридическому лицу в целях отопления его нежилого помещения. В этом году мы обратились в суд для взыскания с указанного юридического лица числящейся за ним задолженности. Так как тепловой счетчик не был установлен, все начисления производились согласно расчету годового расхода тепла, произведенному согласно методическим указаниям. Товарные накладные, акты сверок юр. лицо обратно не возвратило, но и претензий о том, что тепла не было также в наш адрес не направляло. После обращения в суд судья не принял в подтверждение поставки тепла приложенный расчет и затребовал предоставить документы, в которых должен отражаться факт принятия юр. лицом тепловой энергии, а также затребовал подтверждение того, что в данное помещение отпускалась тепловая энергия именно в том количестве которое указано в расчете. Если нет товарных накладных и актов сверок какие документы возможно предоставить в суд для подтверждения поставки тепловой энергии в нежилое помещение?

Ответ

Для ответа на Ваш вопрос необходимо анализировать материалы дела и обстоятельства по делу. На перечень документов влияет множество факторов, открытая или закрытая системы.

В виду отсутствия приборов учета, товарных накладных мало, необходимо подтвердить обстоятельство передачи, для этого нужен сам договор теплоснабжения, то нежилые помещения, поэтому, наверняка на это нежилое помещение заключен договор, в котором определен порядок расчетов, акты о снятии показаний средств учета (первичного учета), подтверждающие передачу тепловой энергии ОТ гарантирующего поставщика, т.е. сколько вышло на выходе, документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача тепловой энергии, показания общедомовых приборов учета (в зависимости от обстоятельств), акты снятия показаний. Как вариант: отсчеты о суточных параметрах теплоснабжения, составленных в отношении объекта абонента. Обязательно акты сверок, счета-фактуры, счета.

Задача в порядке ст. 65 АПК РФ доказать факт принятия требуемого Вами объема, чем Вы будете это доказывать — это вопрос состязательности, всем что есть.

Требования к условиям договора теплоснабжения и поставки горячей воды, устанавливаются ГК РФ, Федеральным законом от 27.07.2010 № 190 -ФЗ, Федеральным законом от 07.12.2011 № 416 — ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936, «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденными Приказом Минэнерго РФ № 115 от 24.03.2003 и прочими актами.

Решением от 29.06.2012 № ВАС-4747/12 ВАС РФ признал недействующим положения Методических указаний по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47, предусматривающие, что в открытых системах теплоснабжения тарифы на горячую воду не утверждаются.

Первоначально все потребители горячей воды, независимо от их вида деятельности и системы теплоснабжения, оплачивали два товара: тепловую энергию (в гигакалориях) и теплоноситель: химически очищенную воду (ХОВ, она же «сетевая вода» — в тоннах). Данный порядок основывался на п. 60 методических указаний, утверждённых Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2, и многочисленных разъяснениях регулирующих органов. Естественно, что в закрытой системе объём ХОВ был крайне незначителен, оплачивались только утечки. А вот в открытой системе предъявлялась к оплате вся вода, утекающая из-под кранов потребителей.

С принятием Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 ситуация поменялась: было предусмотрено утверждение единого тарифа на горячую воду (за куб. м), по которому и должны рассчитываться потребители. В разных регионах переход от продажи двух товаров к продаже горячей воды как единого ресурса был осуществлён в разное время, и сопровождался многочисленными спорами между теплоснабжающими организациями, регуляторами и потребителями, однако к 2011 году практически везде были установлены тарифы на горячую воду.

Но 15.02.2011 был издан Приказ Минрегиона РФ № 47, который и стал предметом рассмотрения ВАС РФ. Согласно ему, тарифы на горячую воду утверждаются только для закрытых систем теплоснабжения. В открытой системе теплоснабжения потребители оплачивают отдельно тепловую энергию и отдельно теплоноситель. Законом № 190-ФЗ предусмотрено утверждение тарифов на теплоноситель, независимо от схемы теплоснабжения. В результате во многих регионах, где действуют открытые системы, на 2012 год был осуществлён возврат к прежней схеме, в которой оплачиваются отдельно тепловая энергия и теплоноситель.

С 01.01.2013 вступил в силу Закон № 416-ФЗ, который опять ввел регулирование тарифов на горячую воду в открытых системах. Однако такие тарифы были бы утверждены в 2013 году и вступили бы в силу только с 2014 года. Если бы не решение ВАС РФ от 29.06.2012, которое изменило ситуацию на полтора года раньше, чем рассчитывали все участники рынка.

Признание незаконными норм методики Минрегиона означает, что уже в настоящее время во всех регионах, где для потребителей в открытых системах не установлен тариф на горячую воду, допускается нарушение порядка ценообразования.

Что это означает для теплоснабжающих организаций? Прежде всего, вопрос «продавать горячую воду или продавать тепловую энергию и теплоноситель» носит отнюдь не формальный характер. Чтобы пересчитать фактический расход тепловой энергии в расход горячей воды, необходимо при утверждении тарифа предусмотреть некий усреднённый по году температурный перепад, который определяет, сколько тепла в среднем тратится на нагрев кубометра холодной воды. В отсутствие достаточно подробной методики расчёта такого перепада у регулирующих органов возникает соблазн занизить его значение, тем самым уменьшив тариф на горячую воду. Для теплоснабжающих организаций это повлечёт убытки, которые могут быть взысканы по итогам периода регулирования при формировании достаточно убедительных доказательств фактических температур воды за год.

С учётом правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6171/10 и от 24.04.2012 № 16452/11, признание незаконными тарифов может являться основанием для пересчёта потребителям и за предшествующие периоды. Потребители горячей воды, основываясь на этой позиции, могут выйти с требованиями о возврате внесённой ими платы за тепловую энергию и теплоноситель. При этом в худшем для поставщиков сценарии может быть признан правомерным перерасчёт по тарифам на горячую воду, действовавшим в прошлом году, с возникновением убытков в размере, соответствующем росту тарифов на новый период. И компенсировать этот убыток в последующие годы будет проблематично, если не невозможно, из-за жёстко заданных предельных уровней роста тарифов.

А для граждан, которые потребляют горячую воду, всё это может обернуться очередными непонятными изменениями и корректировками в счетах за коммунальные услуги. Причём в зависимости от позиции управляющей компании или ТСЖ в разных домах одного и того же города принципы расчёта платы за горячую воду могут оказаться различными на весь переходный период, необходимый для урегулирования возникающих споров.

В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, беспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого

оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Статья 544 ГК РФ предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом (потребителем) количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

При отсутствии общедомовых приборов учета тепловой энергии, в жилых домах, находящихся в управлении абонента (до момента их установки), определение количества тепловой энергии на отопление производится теплоснабжающей организацией в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 с учетом нормативов потребления, установленных органом местного самоуправления для многоквартирных домов.

Согласно п. «е» ст. 31 Постановления № 354 исполнитель —теплоснабжающая организация обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

Согласно п. 43 Постановления № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к Правилам № 354, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса.

Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в п. 59 Правил № 354, а при отсутствии таких данных определяется:

для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения — расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договоре холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, а при отсутствии такого условия — расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства РФ о водоснабжении, электроснабжении и газоснабжении;

для водоотведения — исходя из суммарного объема потребленных холодной воды и горячей воды;

для отопления — в соответствии с формулами 2 и 3 приложения № 2 Правилам № 354, исходя из расчетной величины потребления тепловой энергии, равной применяемому в таком многоквартирном доме нормативу потребления коммунальной услуги отопления.

Согласно п. 2.1 ст. 13 Закона № 190-ФЗ потребители, которым поставка горячей воды осуществляется с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и поставки горячей воды в порядке, установленном ст. 15.1 Закона № 190-ФЗ.

Согласно ст. 14 Закона № 190-ФЗ

1. Подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 190-ФЗ и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.

2. Указанное в ч. 1 ст. 14 Закона № 190-ФЗ подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.

Согласно п. 5 ст. 15 Закона № 190-ФЗ местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. (прим.: следовательно можно акты, свидетельствующие об объеме перешедшем через границу балансовой принадлежности. Если это МКД, обычно это до стены дома, следовательно, из общего объема, вычитаем тот объем, который пришелся на других потребителей, минус общедомовые, получаем разницу — объем, который пришелся на потребителя — владельца нежилого помещения.)

Согласно ст. 19 Закона № 190-ФЗ

1. Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

2. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

3. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:

1) отсутствие в точках учета приборов учета;

2) неисправность приборов учета;

3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Согласно п. 34 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 плановая общая стоимость потребляемой тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в месяце, за который осуществляется оплата, рассчитывается как произведение определенного договором теплоснабжения договорного объема потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в месяце, за который осуществляется оплата, и тарифа на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель или цены, определяемой по соглашению сторон.

Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 в случае если одна из сторон договора, обязанная в соответствии с федеральными законами установить прибор учета, не выполняет эту обязанность, другая сторона договора обязана в порядке, установленном законодательством РФ, установить прибор учета для осуществления расчетов по договору.

Согласно ч. 5 ст. 19 Закона № 190-ФЗ владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Учитывая указанное, обязанность по установке приборов учета требованиями закона возложена на владельцев источников тепловой энергии (теплоснабжающих организаций), тепловых сетей (теплосетевых организаций) и потребителей.

Тем самым, при буквальном толковании п. 12 Правил № 1034, к примеру, можно сделать вывод, что в случае, если в рамках отношений по договору теплоснабжения между теплоснабжающей организацией, владеющей источником тепловой энергии, и потребителем, запитанным через сети теплосетевой организации, отсутствует прибор учета тепловой энергии потребителя, теплоснабжающая организация обязана установить прибор учета на объекте потребителя безотносительно наличия/отсутствия непосредственного присоединения тепловых сетей между ними.

Между тем, в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности обязанность по принудительной установке приборов учета возлагается на организации, которые (в совокупности):

* осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу;

* сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно — технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Тем самым, согласно требованиям законодательства об энергосбережении обязанность по принудительной установке приборов учета возложена только на теплоснабжающие или теплосетевые организации, имеющие непосредственное присоединение к объектам, потребляющим тепловую энергию, теплоноситель.

Таким образом, возможность закрепления обязанности по установке прибора учета за каждой из сторон договора «в случае если одна из сторон договора, обязанная в соответствии с федеральными законами установить прибор учета, не выполняет эту обязанность» может быть не подтверждена требованиями законов, иметь неоднозначное толкование, в силу чего требование п.12 правил № 1034 может иметь существенные проблемы по реализации в правоприменительной практике.

Обоснование данной позиции приведено в материалах «Системы Юрист»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 № 190 -ФЗ «О теплоснабжении»
  • Федеральный закон от 07.12.2011 № 416 — ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
  • Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  • Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
  • «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденные Приказом Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936
  • «Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденные Приказом Минэнерго РФ № 115 от 24.03.2003
  • Приказ Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»
  • Методические указания, утверждённые Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2
  • Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
  • Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»
  • Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»
  • Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»

02.07.2014

С уважением, Флоненкова Светлана, адвокат Адвокатской палаты Ростовской области (рег. номер 61/4043), эксперт «Системы Юрист»

Ответ утвержден Валентиной Яковлевой,

ведущим экспертом Горячей линии «Системы Юрист»

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.