• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Договорная работа
  • » Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, работают в России по агентскому договору, заключённому с российской организацией, выступая в роли посредников при заключении договоров поставки

Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, работают в России по агентскому договору, заключённому с российской организацией, выступая в роли посредников при заключении договоров поставки

132

Вопрос

Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, работают в России по агентскому договору, заключённому с российской организацией, выступая в роли посредников при заключении договоров поставки. В ряде случаев они же выполняют подрядные работы по укладке продукции (трубы в ППУ-изоляции). Вопросы состоят в следующем: 1. Необходимо ли предпринимателям вставать на учёт органы ФНС России? 2. Необходимо ли сдача какой-либо отчётности в органы ФНС России (вне зависимости от того, необходима ли постановка на учёт)? 3. Имеет ли право российская организации на включение денежных средств, уплаченных в пользу белорусских ИП, в счёт расходной части и уменьшение налогооблагаемой базы? 4. Возникает ли у белорусских ИП обязанность по уплате российского НДС?

Ответ

1. Нет, такой необходимости Соглашением от 21.04.1995 «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» не установлено.
Не установлено такой обязанности Налоговым и Гражданским кодексами Российской федерации.
2. Да, необходимо, если предприниматели являются взаимозависимыми лицами с организацией.
3. Да, имеет полное право. Главное, чтобы такие расходы отвечали требованиям главы 25 Налогового кодекса РФ и были документально подтверждены.
4. Нет, не возникает (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письма Минфина России от 10 ноября 2010 г. № 03-07-08/307, от 31 декабря 2009 г. № 03-07-08/280, от 16 июля 2009 г. № 03-07-08/154).
Место реализации посреднических услуг и услуг по укладке продукции для целей исчисления НДС территория России не признается.


Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и в документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база»

 

1. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА от 21.04.1995 «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество»

 

СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Беларусь об избежании
двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от уплаты налогов в отношении налогов
на доходы и имущество

Ратифицировано
Федеральным законом РФ
от 10 января 1997 года N 14-ФЗ

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь,

желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Лица, к которым применяется Соглашение

Настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются лицами с постоянным местопребыванием в одном или в обоих Договаривающихся Государствах.

Статья 2

Налоги, на которые распространяется Соглашение

1. Настоящее Соглашение распространяется на налоги на доходы и имущество, взимаемые в соответствии с законодательством Договаривающегося Государства, независимо от метода их взимания.

2. Существующими налогами, на которые распространяется настоящее Соглашение, являются:

а) применительно к Российской Федерации — налоги, взимаемые в соответствии со следующими Законами Российской Федерации:

(i) «О налоге на прибыль предприятий и организаций»,

(ii) «О подоходном налоге с физических лиц»,

(iii) «О налоге на имущество предприятий» и

(iv) «О налоге на имущество физических лиц»

(именуемые далее «российские налоги»);

б) применительно к Республике Беларусь:

(i) налог на доходы и прибыль юридических лиц,

(ii) подоходный налог с граждан и

(iii) налог на недвижимость

(далее именуемые «налоги Республики Беларусь»).

3. Настоящее Соглашение будет применяться также к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься Договаривающимися Государствами после даты подписания этого Соглашения в дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств будут уведомлять друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующих налоговых законах.

Статья 3

Общие определения

1. Для целей настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное:

а) выражение «Договаривающееся Государство» означает, в зависимости от контекста, Российскую Федерацию (Россию) или Республику Беларусь;

 б) термин «Россия» означает Российскую Федерацию и при использовании в географическом смысле означает ее территорию, включая внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также континентальный шельф и исключительную экономическую зону, где Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в соответствии с федеральным законом и нормами международного права;

в) термин «Республика Беларусь» означает Республику Беларусь и при использовании в географическом смысле означает территорию, находящуюся под суверенитетом Республики Беларусь, и которая в соответствии с внутренним законодательством и международным правом находится под юрисдикцией Республики Беларусь«;

г) термин «лицо» означает физическое лицо, юридическое лицо или любое другое объединение лиц;

д) выражение «предприятие Договаривающегося Государства» означает предприятие, зарегистрированное в соответствии с законодательством этого Государства;

е) выражение «агент с независимым статусом» по отношению к лицу с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве означает юридическое лицо, созданное по законодательству другого Договаривающегося Государства, в управлении, капитале и контроле над которым не участвует первое упомянутое лицо, а также физическое лицо — лицо с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, не состоящее в трудовых отношениях с первым упомянутым лицом;

 ж) термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемую предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда перевозка осуществляется между пунктами, расположенными в одном и том же Договаривающемся Государстве;

з) термин «постоянная база» означает любое постоянное место, которое лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, имеет в другом Договаривающемся Государстве, регулярно доступное ему для выполнения в этом другом Государстве независимых личных услуг;

и) термин «компетентный орган» означает:

i) применительно к России — Министерство финансов Российской Федерации или уполномоченного им представителя,

ii) применительно к Республике Беларусь — Главную государственную налоговую инспекцию или ее уполномоченного представителя.

2. При применении настоящего Соглашения Договаривающимся Государством любой не определенный в нем термин будет, если из контекста не вытекает иное, иметь то значение, которое он имеет по законодательству этого Государства.

Статья 4

Лицо с постоянным местопребыванием

1. Для целей настоящего Соглашения термин «лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве» означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, постоянного места пребывания, места регистрации в качестве юридического лица или любого иного аналогичного критерия.

Этот термин, однако, не включает лицо, которое подлежит налогообложению в этом государстве, только в отношении доходов из источников в этом государстве или в отношении находящегося в нем имущества.

2. Если в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является лицом с постоянным местожительством в обоих Договаривающихся Государствах, его положение определяется следующим образом:

а) оно считается лицом с постоянным местожительством в том Договаривающемся Государстве, в котором оно располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих Государствах, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Государстве, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

 б) если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если оно не располагает постоянным жилищем ни в одном из Договаривающихся Государств, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Государстве, в котором оно обычно пребывает;

в) если оно обычно проживает в обоих Договаривающихся Государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Договаривающемся Государстве, гражданином которого оно является;

г) если оно не является гражданином ни одного из Договаривающихся Государств, компетентные органы Договаривающихся Государств решают данный вопрос по взаимному согласию.

3. Если в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи лицо, не являющееся физическим лицом, является лицом с постоянным местопребыванием в обоих Договаривающихся Государствах, компетентные органы Договаривающихся Государств решат этот вопрос по взаимному согласию.

Статья 5

Постоянное представительство

1. Для целей настоящего Соглашения термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве*.

2. Ситуация: Как оформить и подать в налоговую инспекцию уведомление о контролируемых сделках

Сведения о контролируемых сделках направляются в налоговую инспекцию по местонахождению организации (для крупнейших налогоплательщиков — по месту учета) не позднее 20 мая года, следующего за тем, в котором такие сделки были совершены (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Сведения можно представить в налоговую инспекцию, как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Форма, электронный формат и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках утверждены приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524.

Если после подачи уведомления в нем были обнаружены ошибки, организация вправе направить в налоговую службу уточненное уведомление. Если размер электронного файла получился слишком большим (больше 256 мегабайт), воспользуйтесь бесплатной программой для деления файлов на несколько частей. Программа размещена в открытом доступе на сайте ФГУП ГНИВЦ. Такие указания содержатся в письме ФНС России от 29 октября 2013 г. № ОА-4-13/19348.*

Дополнительные разъяснения по заполнению отдельных реквизитов уведомления приведены в письмах ФНС России от 6 июня 2014 г. № ЕД-3-13/1940, от 16 мая 2014 г. № ОА-4-13/9463, от 30 апреля 2014 г. № ОА-4-13/8583, от 18 апреля 2014 г. № ОА-4-13/7549, от 1 ноября 2013 г. № ОА-4-13/19652, от 11 июля 2013 г. № ОА-4-13/12513, от 2 июля 2013 г. № ОА-4-13/11860 и от 26 октября 2012 г. № ОА-4-13/18182.

В частности, если в первичном документе указано дробное значение показателя «Код единицы измерения по ОКЕИ», округлите его до целого значения по правилам арифметики. Если единица измерения, указанная в первичном документе, не внесена в ОКЕИ, используйте единицы измерения, содержащиеся в этом классификаторе, которые позволят более точно отразить количественную характеристику предмета сделки (например, вместо единицы измерения «100 тонно-километров» нужно использовать единицу «тысяча тонно-километров» — код 450 по ОКЕИ). Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 2 июля 2013 г. № ОА-4-13/11860.

Если же уведомление заполняется на основании договоров об оказании услуг, то указывайте единицу измерения «штука» — код 796 по ОКЕИ, или «единица» — код 642 по ОКЕИ. Об этом говорится в письме ФНС России от 16 мая 2014 г. № ОА-4-13/9463.

Если код ОКТМО организации состоит из 8 знаков, в последних трех ячейках поля «Код ОКАТО» проставьте нули (письмо ФНС России от 30 апреля 2014 г. № ОА-4-13/8583).

В письме от 18 апреля 2014 г. № ОА-4-13/7549 ФНС России поясняет, как отражать в уведомлении сведения:
— о доходах и расходах по договорам страхования и по агентским сделкам;
— о кодах ОКТМО и стран происхождения товаров;
— о порядковых номерах участников контролируемых сделок.
Кроме того, в письме говорится о представлении уведомлений при ликвидации организаций. Представители налоговой службы рекомендуют ликвидируемым организациям сдавать уведомления в инспекции по месту учета одновременно с Ликвидационным балансом. В уведомление нужно включить сведения о контролируемых сделках, совершенных в отчетном периоде. Независимо от того, закончился отчетный период или нет.

А в письме ФНС России от 1 ноября 2013 г. № ОА-4-13/19652 рассмотрены особенности заполнения уведомлений в отношении:

  • займов и других сделок, цена которых выражена в процентах;
  • сделок с векселями и финансовыми инструментами;
  • доходов (расходов), возникших помимо договорных отношений (при переоценке имущества, при создании резервов, в виде дивидендов и т. п.).

Внимание: несвоевременное представление уведомлений о контролируемых сделках, а также наличие в представленных уведомлениях недостоверных сведений влечет за собой налоговую ответственность в виде штрафа. Размер штрафа установлен статьей 129.4 Налогового кодекса РФ и составляет 5000 руб.

Организация освобождается от налоговой ответственности за предоставление недостоверных сведений, если до того, как налоговая инспекция обнаружит это нарушение, организация сдаст уточненное уведомление с исправленными данными (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Сведения о контролируемых сделках должны содержать информацию, указанную в пункте 3 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ: предмет сделки, сведения об участниках, сумму полученных доходов (понесенных расходов) и т. д. Стоимостные показатели внешнеэкономических сделок, выраженные в иностранной валюте, отражайте в уведомлениях в рублях по курсу Банка России на дату совершения операции в иностранной валюте.

Если совершалась группа однородных сделок, то эти сведения можно привести в целом по группе.

В течение 10 рабочих дней налоговая инспекция направит полученные сведения в ФНС России.

Такой порядок следует из пунктов 2, 3, 4 и 5 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 22 января 2013 г. № ОА-4-13/611.

Уведомление включает в себя:*

  • титульный лист;
  • раздел 1А — заполняется отдельно по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок);
  • раздел 1Б — заполняется отдельно по каждому разделу 1А. При этом если сделка предполагает неоднократное получение доходов (признание расходов), для каждого случая оформляется отдельный раздел 1Б;
  • раздел 2 — заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями (независимо от количества разделов 1Б, относящихся к этой сделке или группе однородных сделок);
  • раздел 3 — заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с гражданами, в том числе предпринимателями, адвокатами, нотариусами (независимо от количества разделов 1Б, относящихся к этой сделке или группе однородных сделок).

Если заполнять разделы 2 или 3 не нужно (контролируемых сделок с такими контрагентами нет), указанные листы необходимо исключить из состава уведомления.

Следует отметить, что сведения о займах (полученных и выданных) отражаются в уведомлении лишь в том случае, если сумма доходов по сделкам между контрагентами (полученных в т. ч. в виде процентов по займам) превышает пороговое значение контролируемых сделок. Такие сделки указываются в уведомлении только в отношении процентов, подлежащих уплате по договору.

Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 11 июля 2013 г. № ОА-4-13/12513.

Андрей Кизимов, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Ситуация: Можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы, подтвержденные документами, которые составлены в иностранной валюте

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие сделки оформлены документами, составленными в иностранной валюте.

Если речь идет о расходах, понесенных российской организацией в рамках внешнеторговых контрактов или за рубежом, то при расчете налога на прибыль их можно учесть, даже если документы, подтверждающие характер и размер затрат, составлены в иностранной валюте. Это объясняется тем, что первичные документы, оформленные по законодательству иностранных государств, могут подтверждать расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль российских организаций (п. 1 ст. 252 НК РФ, письмо Минфина России от 4 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/148). Например, документами, составленными в иностранной валюте, могут быть подтверждены расходы на оплату жилья или проезд за время пребывания сотрудника в загранкомандировке.

При определении налогооблагаемой прибыли расходы, выраженные в иностранной валюте, подлежат пересчету в рубли (п. 5 ст. 252 НК РФ).*

Если же речь идет о расходах, понесенных российской организацией в сделках на внутреннем рынке, то они должны быть подтверждены документами, составленными в рублях. Дело в том, что налоговая база по налогу на прибыль определяется на основании первичных учетных документов (ст. 313 НК РФ). При этом понятие «первичные учетные документы» следует определять в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете (п. 1 ст. 11 НК РФ). Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях (ч. 2 ст. 12 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Следовательно, в первичных учетных документах в качестве измерителей хозяйственных операций обязательно должны указываться рубли.

В бухгалтерских регистрах активы и обязательства, выраженные в валюте, нужно показать и в рублях, и в валюте расчетов (п. 20 ПБУ 3/2006). Учетные регистры составляются на основании первичных документов (ч. 1 ст. 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). С учетом этих требований в первичных документах суммы расходов можно отразить через дробь двумя суммами рубли/валюта.

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

4. Формы и справки: Правила определения места реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС

Прочие работы (услуги)

Передача прав требования дебиторской задолженности, вытекающей из договоров реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг)

Деятельность организации, передающей права требования, осуществляется на территории России (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-07-08/111)

Деятельность организации, передающей права требования, осуществляется на территории иностранного государства (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 17 октября 2013 г. № 03-07-15/43359)

Посреднические услуги

Посредник, оказывающий услуги, осуществляет деятельность на территории России. То есть посредником является российская организация, российский предприниматель или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письма Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-08-05/8179, от 20 февраля 2013 г. № 03-07-08/4775, от 18 июля 2011 г. № 03-07-08/224)

Посредник, оказывающий услуги, осуществляет деятельность на территории иностранного государства. То есть посредником является иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письма Минфина России от 10 ноября 2010 г. № 03-07-08/307, от 31 декабря 2009 г. № 03-07-08/280, от 16 июля 2009 г. № 03-07-08/154*)

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.


17.06.2014 г.
С уважением, Александр Ермаченко,
эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Натальей Колосовой,
руководителем направления VIP-поддержки БСС «Система Главбух».

 

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.