Компанией хочет продавать через сеть интернет услугу-доступ к сервису аналитики (Сервис) на веб-сайте, созданном Компанией

164

Вопрос

Компанией хочет продавать через сеть интернет услугу-доступ к сервису аналитики (Сервис) на веб-сайте, созданном Компанией. То есть это не дистанционная продажа товаров, а дистанционное оказание услуг и договор публичной оферты (п.2 ст. 437 ГК). Предполагается, что доступ клиентов к услуге будет осуществляться после оплаты по безналичному расчету или с карты или электронного кошелька за часы пользования или без ограничения времени, в зависимости от тарифа, после получения и введения клиентом логина и пароля в соответствии с выбранным тарифом. То есть оплата за часы пользования или за неограниченное пользование, без гарантии какого-либо результата. Предполагается сделать два вида таких услуг: только для юр лиц и для граждан. Вопрос: 1) Применимое законодательство кроме статьи 437 ГК РФ? 2) Какие документы потребуется составить для подтверждения факта оказания услуги, в том числе для отнесения на расходы? Достаточно ли разместить на сайте Договор оферты с тарифами и способами оплаты, а также клиентского присоединения к нему в виде поступления оплаты? Необходим ли на случаи споров составление актов оказанных услуг, ведь по аналогии с услугами связи может иметь место оплата по тарифу и неиспользование услуг сайта самим же клиентом, то есть составить двусторонний акт проблематично? 3) Какие "подводные " камни в предоставлении такого сервиса гражданам с точки зрения ответственности и проработки согласно Закону о защите прав потребителей? 4) Нужно ли оговаривать необходимость идентификации клиента, то есть соответствия сообщенных им данных о себе его статусу (юрлицо или гражданин-потребитель), а также соответствие данных клиента использованной им банковской карты (не исключено, что карта может быть использована другого человека (предполагается согласие), кроме того электронный кошелек не идентифицирует своего владельца через его персональные данные?

Ответ

: Под публичной офертой понимается «содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется» (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Это означает, что организация в упрощенном порядке сможет заключать договоры с любым обратившимся к ней лицом. Как правило, публичная оферта должна содержать все условия договора, в т.ч. о мере ответственности сторон, а заказчик (пользователь услуги), совершая конклюдентные действия (например, производя оплату исполнителю), соответственно, принимает все условия, содержащиеся в оферте. Данные правоотношения также регулируются нормами об оказании услуг (глава 39 ГК РФ) и Закона о Защите прав потребителей.

 

Для организации оказания дистанционных услуг допускается размещения на сайте организации договора оферты со всеми существенными условиями, а также способа клиентского подключения.

Следует отметить, что в п.14 Правил продажи товаров дистанционным способом установлено, что в случае если покупатель передает продавцу сообщение о своем намерении приобрести товар, в сообщении должны быть обязательно указаны:

— полное фирменное наименование (наименование) и адрес (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;

— вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость;

— обязательства покупателя.

Относительно отсутствия актов оказанных услуг для целей налогообложения отметим следующее. Факт выполнения работ (оказания услуг) должен быть документально подтвержден (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ). Однако составление акта об оказании услуг (выполнении работ) обязательно, только если такое требование предусмотрено гражданским законодательством или заключенным договором. Такого мнения придерживается Минфин России (письмо от 13 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/750). В свою очередь Гражданский кодекс РФ прямо предписывает составлять акт об оказании услуг (выполнении работ) лишь при выполнении работ по договору строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ). О составлении акта упоминается и в статье 720 Гражданского кодекса РФ, которая распространяется на все виды договора подряда. Однако в ней сказано, что наряду с актом стороны могут составить и другой документ, удостоверяющий приемку. В остальных случаях составлять акт не обязательно. Поэтому факт выполнения работ (оказания услуг) для целей бухучета и налогообложения может быть подтвержден иным документом (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ), в частности, счет на оплату или платежные документы. Подтверждает данный подход Минфин России в письмах от 4 мая 2012 г. № 03-03-06/1/226 и от 17 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/778. Между тем, стороны договора оказания услуг, во избежание спорных ситуаций вправе составить акты выполненных услуг.

Вопрос идентификации клиента является немаловажным при организации дистанционных услуг, в связи с чем организация вправе предусмотреть возможные способы идентификации при оказании услуг.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

В последнее время популярность приобрели сайты, продающие скидочные купоны на товары и услуги. У потребителей нового сервиса сразу появились вопросы и претензии;

Чем грозит компании отсутствие подписанного договора;

Что делать, если договор будет признан незаключенным или вообще отсутствует;

Как доказать, что услуги были фактически оказаны;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

 

Когда реклама на сайте признается публичной офертой

«Развитие интернет-технологий привело к тому, что отсутствие официального сайта организации стало плохим тоном. На сайтах, помимо общей информации, публикуются и сведения рекламного характера. Однако такая реклама может привести к неожиданной проблеме: потенциальный контрагент может расценить рекламу как публичную оферту и потребовать заключить договор на опубликованных условиях (а если организация, разместившая рекламу, откажется, он сможет принудить к заключению договора в судебном порядке).

Это может повлечь значительные негативные последствия для компании, разместившей рекламу. Ведь зачастую в подобной информации указываются лишь примерные сведения о ценах и ассортименте товаров в расчете на то, что конкретные условия сделки будут обсуждаться более детально. Может оказаться, что именно в данный момент компания не может поставить нужный товар (оказать услуги) в нужном количестве или в нужные сроки. Кроме того, в такой ситуации организация фактически лишается возможности отказаться заключать договор с тем контрагентом, который по каким-либо причинам кажется ей сомнительным.

В то же время для некоторых видов деятельности заключение договоров с контрагентами путем размещения публичной оферты на сайте стало уже привычным и удобным. В таком случае организация, разместившая публичную оферту и получившая на нее акцепт, может столкнуться с противоположной проблемой — суд может признать договор незаключенным на том основании, что размещенная на сайте информация не имела того или иного признака публичной оферты.

Чтобы избежать описанных выше рисков, нужно знать: в каких случаях суды признают рекламу на сайте публичной офертой, а в каких — нет. Это зависит от двух обстоятельств:

  • указано ли в самой размещенной на сайте информации, что она является публичной офертой;
  • какие именно сведения содержатся в такой информации.

Какие последствия влечет размещение публичной оферты

Важно сразу же разграничить понятия «публичная оферта» и «приглашение делать оферты».

Под публичной офертой понимается «содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется» (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

В свою очередь реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п. 1 ст. 437 ГК РФ).

С точки зрения последствий разница заключается в следующем. После того как лицо, разместившее публичную оферту, получит ответ на нее (акцепт), договор будет автоматически считаться заключенным. И лицо, направившее акцепт, сможет в судебном порядке потребовать исполнения договора.

Если же организация разместила предложение делать оферты и получила такую оферту от контрагента, она может выбирать: акцептовать ее или нет, то есть заключать договор или нет.*

Внимание! (167,562) Даже если компания осознанно размещает публичную оферту на своем сайте, будучи готовой заключить договор с любым, кто отзовется, впоследствии обстоятельства для нее могут измениться. Может оказаться, что она не может исполнить договор из-за нехватки финансовых средств, достаточного времени на исполнение заказа, иных ресурсов. Но такие обстоятельства не будут служить основанием для освобождения компании от обязательств по заключенному договору.

На сайте указана оговорка, что предложение не является публичной офертой

Практика показывает: чтобы избежать негативных последствий, в текст рекламного характера необходимо включить оговорку: «предложение не является публичной офертой». Таким способом организация выражает отсутствие воли считать себя заключившей договор с адресатом, которым будет принято предложение. А значит, отсутствует один из основных признаков оферты как таковой (п. 1 ст. 435 ГК РФ) и публичной оферты в частности (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

К таким выводам суды приходят и в тех случаях, когда сама рекламная информация на сайте очень подробна и содержит все существенные условия договора (или даже проект такого договора).

Совет (166,528)

Как видно из практики, несмотря на то что суды отказывают в удовлетворении требований, компании все же подают иски о принуждении к заключению договора и пытаются заключить договор через суд. Поэтому, чтобы застраховаться от предъявления возможных требований, можно, помимо простой оговорки «предложение не является публичной офертой», более подробно расписать на сайте информацию о нежелании заключить договор с любым обратившимся. Например, указать, что компания, разместившая информацию, не имеет намерения заключить договор на предложенных условиях со всеми, кто отзовется, а готова обсуждать условия сотрудничества. Такие условия позволят минимизировать компании свои риски на случай, если другая компания (или индивидуальный предприниматель) станет понуждать ее к исполнению договора.

На сайте указана оговорка, что предложение является публичной офертой

Если организация прямо указывает, что информация на ее сайте является публичной офертой, это обычно является обоснованным и взвешенным решением. Оно означает, что организация хочет упростить порядок заключения договоров с контрагентами и действительно готова заключить договор с любым обратившимся к ней лицом.

В такой ситуации перед юристом может встать задача, противоположная описанной выше, — доказать, что опубликованная на сайте или в каком-либо СМИ информация действительно является публичной офертой. А чтобы обосновать, что договор в итоге был заключен, потребуется доказать еще и тот факт, что контрагент акцептовал эту оферту тем способом, который предусмотрен законом или самой офертой.

Пример из практики: организация, оказывающая услуги телефонной связи, смогла взыскать неустойку, установленную в публичной оферте

ОАО «Р.» опубликовало в «Российской газете» публичную оферту о заключении договора на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи, которая содержала все необходимые условия договора оказания услуг связи (в т. ч. условия о взыскании неустойки за просрочку платежа).*

В августе—сентябре 2008 года ОАО «Р.» оказало ООО «У.» услуги междугородной и международной связи и выставило счет на их оплату.

В связи с тем, что ООО «У.» не оплатило эти услуги даже после направления претензии, ОАО «Р.» обратилось в суд с иском.

Суд первой инстанции взыскал только сумму основного иска и судебных расходов, но отказал во взыскании неустойки, так как между сторонами не было письменного соглашения о неустойке.

Суд апелляционной инстанции взыскал также и неустойку, указав: «Поскольку публичная оферта истца содержит также и условие о неустойке, то пользователь (ответчик), совершая конклюдентные действия по набору определенной последовательности цифр со своего пользовательского оборудования, соответственно, принимает все условия, содержащиеся в оферте, в том числе и условие об уплате неустойки в определенном офертой размере. С учетом изложенного, соглашение о неустойке в рассматриваемой ситуации является заключенным в надлежащей письменной форме» (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2009 г. № 17АП-11270/2009-ГК по делу № А50-28074/2009)".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль