• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » 1) Мы являемся Грузовладельцем и у нас имеется с Перевозчиком договор на организацию перевозки нефтепродуктов наливом в навигацию 2012 года (далее - договор), где в одном из пунктов договора говорится, что "Прием нефтепродуктов к перевозке, оформление тра

1) Мы являемся Грузовладельцем и у нас имеется с Перевозчиком договор на организацию перевозки нефтепродуктов наливом в навигацию 2012 года (далее - договор), где в одном из пунктов договора говорится, что "Прием нефтепродуктов к перевозке, оформление тра

65

Вопрос

1) Мы являемся Грузовладельцем и у нас имеется с Перевозчиком договор на организацию перевозки нефтепродуктов наливом в навигацию 2012 года (далее - договор), где в одном из пунктов договора говорится, что "Прием нефтепродуктов к перевозке, оформление транспортных документов осуществляется в соответствии с КВВТ РФ и Правилами перевозок грузов ч.2 утвержденных Министерством речного флота РСФСР от 01.01.1989г" (Забегая вперед, хочу чтоб Вы знали, что по настоящему договору Перевозчик осуществляет Перевозку нефтепродуктов (Дизтопливо «арктическое») по реке речными танкерами). На наш взгляд, при перевозке нефтепродуктов наливом у Перевозчика возникла недостача превышающая норму естественной убыли массы груза, но он в свою очередь, при расчете естественной убыли берет выполненную за всю навигацию 2012 года перевозку т.е. расчет недостачи Перевозчик производит не по каждому конкретному танкеру, а на весь перевезенный объем нефтепродуктов (т.е. берет, суммирует все танкера перевозившие нефтепродукты в навигацию 2012 года и со всего объема высчитывает естественную убыль, и соответственно, таким образом расчетов у Перевозчика не происходит недостачи перед Грузовладельцем), а если в свою очередь производить расчет по отдельно (каждому) взятому танкеру, то у Перевозчика возникает недостача! 2) Также осенью в последние дни до закрытия навигации в связи с плотной ледовой шугой и в результате застревания во льду на реке последнего речного танкера, Перевозчик не довез нефтепродукты до места пункта выгрузки (т.е нефтепродукты остались в танкере) и он с помощью буксира отбуксирован в затон реки для зимовки. При вышеуказанном методе расчетов естественной убыли, которые предлагает Перевозчик, нефтепродукты, находящиеся в танкере, Перевозчик хочет обратить в свою собственность. Он излагает свою мысль так, что намерен обратить нефтепродукты в свою собственность за счет того, что у него в навигацию 2012 года судя по расчетам произошла минимальная естественная убыль, а чтоб довести ее до максимума указанного в законодательстве он ее прибавляет и разницу своей минимальной убыли и максимальной т.е. той что ему дает законодательство обращает в свою собственность и тем самым как бы не нарушает действующее законодательство! Вопросы: 1) Правильно ли Перевозчик рассчитывает естественную убыль? 2) Правомерно ли действие Перевозчика в связи с обращением нефтепродуктов Грузовладельца в свою собственность за счет того, что при его расчетах естественная убыль минимальна? Прошу уважаемые эксперты, составить подробный грамотный ответ в кратчайшие сроки со ссылками на нормативно- правовые акты!

Ответ

1. В силу п.2 ст.118 КВВТ перевозчик освобождается от предусмотренной ст. 117 КВВТ ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, в том числе в пределах норм естественной убыли.

 

Нормы естественной убыли нефтепродуктов при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным видами транспорта и в смешанном железнодорожно-водном сообщении утверждены совместным Приказом Минэнерго России № 527, Минтранса России № 236 от 01.11.2010. Согласно п.6 данного Приказа нормы естественной убыли нефтепродуктов при перевозке судами морского и внутреннего водного транспорта наливом определяются на каждый рейс в кг. на 1 тонну нефтепродуктов, принятых к перевозке (в% от массы груза). Величина норм естественной убыли зависит от периода, в течение которого осуществлялись перевозка, а также водного бассейна.

Как следует из вышеизложенного, расчет норм естественной убыли, произведенный Вашим контрагентом не соответствует правовым нормам.

2.В соответствии с п.1 ст.84 КВВТ РФ при невозможности доставки принятого для перевозки груза в порт назначения или выдачи его указанному в транспортной накладной грузополучателю вследствие непреодолимой силы, военных действий, запрещения властей или иных не зависящих от перевозчика причин он уведомляет об этом грузоотправителя, грузополучателя и осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы в портах отправления и назначения организации с указанием причин, препятствующих доставке груза, и запрашивает распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом.

В случае, если по истечении 4 суток перевозчик не получит распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом, он вправе возвратить груз грузоотправителю или реализовать его.

Таким образом, действия Вашего контрагента в рассматриваемой ситуации являются не правомерными.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации

<...>

"Статья 84. Последствия невозможности доставки груза

"1. При невозможности доставки принятого для перевозки груза в порт назначения или выдачи его указанному в транспортной накладной грузополучателю вследствие непреодолимой силы, военных действий, запрещения властей или иных не зависящих от перевозчика причин он уведомляет об этом грузоотправителя, грузополучателя и осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы в портах отправления и назначения организации с указанием причин, препятствующих доставке груза, и запрашивает распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом*.

В случае, если по истечении 4 суток перевозчик не получит распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом, он вправе возвратить груз грузоотправителю или реализовать его.

<...>

Статья 117. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщика за утрату или повреждение буксируемого объекта

1. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщик — за утрату или повреждение буксируемого объекта с момента приема груза, багажа или буксируемого объекта для перевозки или буксировки (выдачи грузоотправителю, отправителю багажа или отправителю буксируемого объекта квитанции, подтверждающей прием груза или багажа для перевозки либо буксируемого объекта для буксировки) и до момента их выдачи грузополучателю (росписи его в дорожной ведомости в получении груза), получателю багажа (росписи его в багажной квитанции) или получателю буксируемого объекта (росписи его в дорожной ведомости в получении буксируемого объекта), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, багажа либо утрата или повреждение буксируемого объекта произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик либо буксировщик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело*.

2. Груз, багаж или буксируемый объект считается утраченным, если не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки, и стоимость такого груза, багажа или буксируемого объекта подлежит возмещению в размере, предусмотренном статьей 119 настоящего Кодекса. Однако если груз, багаж или буксируемый объект прибыл по истечении указанного срока, грузополучатель, получатель багажа или получатель буксируемого объекта может получить его при возвращении перевозчику суммы, ранее полученной за утрату груза, багажа или буксируемого объекта.

<...>

Статья 118. Освобождение перевозчика или буксировщика, грузоотправителя или отправителя буксируемого объекта от ответственности

2. Перевозчик освобождается от предусмотренной статьей 117 настоящего Кодекса ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщик — за утрату или повреждение буксируемого объекта помимо указанных в пункте 1 настоящей статьи оснований также в случае:

неправильных действий и указаний грузоотправителя или отправителя буксируемого объекта в случае доказательства таких действий и указаний;

скрытых недостатков тары, груза или его свойств;

разницы в массе груза в пределах норм естественной убыли*, снижения влажности и расхождения норм в показаниях весовых приборов, а также разницы в массе груза, принятого для перевозки исходя из массы, определенной грузоотправителем без участия перевозчика;

доставки груза на исправном судне с исправными запорно-пломбировочными устройствами или в сопровождении представителя грузоотправителя, грузополучателя без запорно-пломбировочных устройств при наличии об этом отметки в транспортной накладной".

2. ПРИКАЗ МИНЭНЕРГО РОССИИ, МИНТРАНСА РОССИИ от 01.11.2010 № 527/236

"6. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при перевозке судами морского и внутреннего водного транспорта наливом на каждый рейс

Водные бассейны

Группы нефтепро-
дуктов

Нормы естественной убыли нефтепродуктов в килограммах на 1 т нефтепродуктов, принятых к перевозке (в % от массы груза)

осенне-
зимний период

весенне-
летний период

Азово-Черноморский бассейн,

1, 2

2,300 (0,23)

4,500 (0,45)

Каспийское море, реки: Волга

3, 4

1,300 (0,13)

2,500 (0,25)

(южнее г.Волгограда), Дон

5

1,100 (0,11)

2,200 (0,22)

(южнее г.Калача-на-Дону)

6 (масла)

1,700 (0,17)

1,700 (0,17)

6 (кроме масел)

1,500 (0,15)

1,500 (0,15)

Балтийское море и водный бассейн

1, 2

2,100 (0,21)

4,100 (0,41)

Дальнего Востока (за исключением

3, 4

1,200 (0,12)

2,300 (0,23)

Берингова моря), реки: Волга (севернее

5

1,000 (0,10)

2,100 (0,21)

г.Волгограда), Волхов, Дон (севернее

6 (масла)

1,700 (0,17)

1,700 (0,17)

г.Калача-на-Дону), Кама, Ока, Нева, Печора, Северная Двина

6 (кроме масел)

1,500 (0,15)

1,500 (0,15)

Другие морские и речные

1, 2

1,900 (0,19)

3,700 (0,37)

бассейны

3, 4

1,100 (0,11)

2,100 (0,21)

5

1,000 (0,10)

2,000 (0,20)

6 (масла)

1,700 (0,17)

1,700 (0,17)

6 (кроме масел)

1,600 (0,16)

1,600 (0,16)

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.