В соответствии с Письмом Минфина России от 16.11.2012 N 03-05-05-02/116, если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается рав

83

Вопрос

В соответствии с Письмом Минфина России от 16.11.2012 N 03-05-05-02/116, если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, то кадастровая стоимость земельного участка, определенная судебным решением, применяется с начала налогового периода, для которого установлена первоначальная кадастровая стоимость. Вместе с тем, в большинстве судебных решений новая кадастровая стоимость применяется лишь с момента вступления в законную силу судебного решения. Приведите, пожалуйста, судебные решения арбитражных судов, в соответствии с которыми новая кадастровая стоимость устанавливается на дату первоначальной оценки, т.е. задним числом (для последующего возврата излишне уплаченного налога).

Ответ

При расчете земельного налога кадастровую стоимость, измененную по решению суда или комиссии в текущем году, нужно применять:

 

• с 1 января следующего года;

• с 1 января текущего года, если в решении суда (комиссии) прямо указано, что кадастровая стоимость меняется по состоянию на 1 января текущего года.

Судебная практика по данному вопросу:

Постановление ФАС ВСО от 11.04.2014 № А74-4614/2013

Постановление 7 ААС от 21.03.2014 № А27-13449/2013

Постановление 11 ААС от 16.04.2014 № А65-13012/2013

Постановление 17 ААС от 28.01.2014 № А60-30950/2013

Постановление 18 ААС от 28.02.2013 № А47-12055/2012

Вы вправе обратиться с официальным запросом за соответствующими разъяснениями в региональное УФНС или непосредственно в ФНС России.

Если в законодательстве существуют неясности, организация вправе учитывать официальную позицию Минфина России (региональных и местных финансовых ведомств) или ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211). Официальная позиция Минфина России по вопросам налогообложения излагается в письмах, которые подписаны министром финансов России (его заместителями) или директором департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (его заместителями). Об этом сказано в письмах Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 03-02-08/22 и от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116. Официальная позиция региональных и местных финансовых органов излагается в письмах, подписанных руководителями (заместителями руководителей) или другими уполномоченными сотрудниками. Полномочия сотрудников должны быть подтверждены распорядительным документом регионального (местного) финансового органа (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Официальную позицию ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) вправе излагать руководитель ведомства или его заместители (письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211).

Если причиной налогового правонарушения стало исполнение официальных разъяснений контролирующих ведомств, организация освобождается от налоговой ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). Причем если разъяснения были даны после 1 января 2007 года, то пени за неуплату налога в этом случае тоже не начисляются (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Основанием для освобождения от ответственности (начисления пеней) являются официальные разъяснения, данные самой организации или неопределенному кругу плательщиков (без указания конкретного адресата). При этом они должны быть основаны на законодательстве, действовавшем в том периоде, когда у организации возникли сложности с расчетом налогов. Кроме того, нужно, чтобы условия деятельности организации полностью соответствовали обстоятельствам, рассмотренным в разъяснениях. Если запрос, по которому организации были даны официальные разъяснения, содержал неполные или недостоверные сведения, то от ответственности за допущенное нарушение организация не освобождается. Такой порядок предусмотрен подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Главбух».

Ситуация: Как рассчитать земельный налог, если в течение налогового периода кадастровая стоимость земельного участка изменилась

«Базу для расчета налога определяйте как кадастровую стоимость земельного участка, установленную на 1 января.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом в Налоговом кодексе не установлен механизм расчета налога с учетом изменения кадастровой стоимости в течение года.

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться:

  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • из-за смены категории (вида разрешенного использования) земельного участка;
  • в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

В первом случае изменение кадастровой стоимости может быть внесено в Государственный кадастр недвижимости:

  • либо на дату вступления в силу судебного акта (решения комиссии);
  • либо на дату, указанную в решении суда (комиссии).

Изменение кадастровой стоимости должно быть учтено при расчете земельного налога. Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11. При этом контролирующие ведомства опираются на положения пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и поясняют, что при расчете земельного налога кадастровую стоимость, измененную по решению суда или комиссии в текущем году, нужно применять:

  • с 1 января следующего года;
  • с 1 января текущего года, если в решении суда (комиссии) прямо указано, что кадастровая стоимость меняется по состоянию на 1 января текущего года.

Во втором случае изменение кадастровой стоимости вносится в Государственный кадастр недвижимости при смене категории или вида разрешенного использования земельного участка. При расчете земельного налога это изменение должно учитываться с 1 января следующего года*.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809 и ФНС России от 22 июля 2013 г. № БС-4-11/13149. Документы размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Главбух советует: есть основания, позволяющие учитывать изменения кадастровой стоимости земельных участков в текущем году, не дожидаясь начала нового налогового периода. Они заключаются в следующем.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ). Эта норма не запрещает рассчитывать налог с учетом изменения кадастровой стоимости, если в течение года была пересмотрена категория земельного участка или вид его разрешенного использования. Такой вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2012 г. № 7701/12. С учетом этого постановления контролирующие ведомства рекомендовали особый порядок расчета земельного налога за период, в котором изменилась категория или вид разрешенного использования участка. Этот порядок аналогичен правилам расчета земельного налога, которые применяются при возникновении или прекращении прав на земельный участок в течение года. То есть рассчитывать налог в этом случае нужно с учетом коэффициента, учитывающего период нахождения земельного участка в той или иной категории. Величину этого коэффициента можно определить по формуле:

Коэффициент

=

Количество полных месяцев до (после) изменения кадастровой стоимости в связи с переводом земельного участка из одной категории в другую (изменением вида разрешенного использования)

:

Количество календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде

Такой же порядок можно применять, если кадастровая стоимость земельного участка меняется в течение налогового периода на основании судебного решения или решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Об этом говорилось в письмах Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-05-04-02/20217, от 13 марта 2013 г. № 03-05-04-02/7507, ФНС России от 25 июня 2013 г. № БС-4-11/11462. Документы тоже были размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами». Однако с выходом писем Минфина России от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809 и ФНС России от 22 июля 2013 г. № БС-4-11/13149прежняя точка зрения контролирующих ведомств представляется неактуальной. Организации, которые будут рассчитывать земельный налог с учетом этих разъяснений, должны быть готовы к тому, чтобы отстаивать свою позицию в суде.

В третьем случае кадастровая стоимость земли может измениться по решению органов кадастрового учета в связи с выявлением технических ошибок, допущенных при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости. В этом случае порядок расчета земельного налога зависит от того, за какой период исправляются такие ошибки.

Если в текущем году исправляются ошибки, влияющие на расчет налога в этом же году, измененную кадастровую стоимость нужно применять с 1 января текущего года (письмо ФНС России от 25 января 2013 г. № БС-4-11/959).

Если в текущем году исправляются ошибки, влияющие на расчет налога в предыдущих налоговых периодах, порядок применения измененной кадастровой стоимости зависит от того, увеличился или уменьшился этот показатель.

При расчете земельного налога применяются нормативные акты как налогового, так и земельного законодательства. К нормативным актам земельного законодательства, в частности, относятся документы органов местного самоуправления об утверждении кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку пересмотр кадастровой стоимости земли влечет за собой изменение налоговых обязательств, то такие акты (в части, устанавливающей кадастровую стоимость) вводятся в действие в порядке, предусмотренном статьей 5 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого подхода подтверждена определением Конституционного суда РФ от 3 февраля 2010 г. № 165-О-О. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/20.

Нормы, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ). Причем если в документе сказано, что он распространяется на правоотношения, возникшие раньше, то этим правилом можно воспользоваться и при перерасчете земельного налога и за прошлые годы. Нормы, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы (п. 2 ст. 5 НК РФ).

Уменьшение кадастровой стоимости улучшает положение налогоплательщика. Поэтому организация вправе пересчитать сумму земельного налога за предыдущие периоды (в пределах трех лет с момента уплаты налога), подать уточненные декларации и потребовать возврата (зачета) излишне уплаченных сумм. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 25 сентября 2013 г. № БС-3-11/3522*.

Увеличение кадастровой стоимости ухудшает положение налогоплательщика. По общему правилу в этом случае новый показатель должен применяться не ранее чем с 1-го числа очередного налогового периода (п. 1 ст. 5 НК РФ). Однако, разъясняя порядок применения этой нормы, контролирующие ведомства подчеркивают одну особенность. Они считают, что если кадастровая стоимость увеличилась из-за исправления технической ошибки, произведенного по решению суда, то это является основанием для пересчета земельного налога за предыдущие периоды и представления уточненных деклараций (письма Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/21, ФНС России от 25 января 2013 г. № БС-4-11/959)*.

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40".

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.