нас в уставе ООО оговорен срок деятельности исполнительного органа (директора) 3 г

233

Вопрос

нас в уставе ООО оговорен срок деятельности исполнительного органа (директора) 3 г., хотим поменять на побольше. Понимаем, что есть определенный срок (5л.) и неопределенный. Как лучше прописать в уставе, чтобы не столкнуться с проблемами?

Ответ

Срок полномочий директора может превышать 5 лет, но должен быть четко определен в уставе общества. Внесение в устав формулировки «неопределенный срок» в отношении полномочий директора противоречит закону. Подробно о внесении изменений в учредительные документы читайте в рекомендации ниже.

 

Пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ относит избрание генерального директора к компетенции общего собрания акционеров, либо, если это указано в уставе ООО, к компетенции совета директоров, на срок, определенный уставом общества.

Статья 58 ТК РФ устанавливает 2 вида договоров: срочные трудовые договоры и договоры, заключенные на неопределенный срок. В случае, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Существует судебная практика, которая подтверждает полномочия генерального директора, который продолжает действовать в интересах общества после истечения срока его полномочий, значится как единоличный исполнительный орган общества в ЕГРЮЛ и не переизбран общим собранием акционеров/участников на новый срок либо новый директор не назначен (Определение ВАС РФ от 07.07.2010 № ВАС-8874/10). Договоры, заключенные генеральным директором, срок полномочий которого не продлен, признаются подписанными уполномоченным лицом (Постановление ФАС УО от 08.06.2011 № Ф09-3139/11-С4).

При этом существует позиция судов, что срок полномочий генерального директора может превышать 5 лет, но тем не менее в уставе должен быть определен четко и его соблюдение является обязательным для общества (Определение МГС от 15.07.2010 № 33-1973).

Однако трудовая инспекция может счесть, что нормы трудового законодательства применены обществом неправильно, и привлечь ООО к административной ответственности в виде штрафа на сумму до 50 000 руб. (часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ). Оспаривать акт трудовой инспекции о взыскании штрафа нужно будет в суде общей юрисдикции (вопрос 11 Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за I квартал 2010 г., утвержденного постановлением Президиума Верховного суда РФ от 16.06.2010, определение ВАС РФ от 17.12.2009 № ВАС-16658/09).

Также предлагаем ознакомиться с рекомендацией Как оформить прием на работу генерального директора.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как внести изменения в учредительные документы ООО.

"Периодически в каждом обществе происходят изменения, которые требуют внесения изменений в учредительные документы.

Наиболее распространенные основания для изменения устава:

  • смена юридического адреса;
  • изменение размера уставного капитала;
  • создание филиала (представительства);
  • смена наименования;
  • изменения в структуре или компетенции органов управления.

Внесение изменений связано с процедурой государственной регистрации*. Юристу нужно знать, как подготовить документы для регистрации и обеспечить ее прохождение с первого раза.

Порядок внесения изменений в учредительные документы

Единственным учредительным документом ООО является устав (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ"Об обществах с ограниченной ответственностью«, далее — Закон об ООО).

Изменение устава ООО относится к компетенции общего собрания участников и производится исключительно по его решению. Закон запрещает включать в устав положение о том, что изменение устава относится к компетенции иных органов управления (п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

В договор об учреждении и решение (протокол) о создании ООО вносить изменения при изменении устава не требуется*.

Для случаев увеличения и уменьшения уставного капитала Законом об ООО установлен особый порядок принятия решений.

Для принятия решения по вопросу внесения изменений в устав достаточно 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества. При этом необходимость большего числа голосов для принятия такого решения может быть предусмотрена уставом общества (п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

Однако для изменения конкретного обстоятельства, которое влечет необходимость изменения соответствующих сведений в уставе, может потребоваться принятие решения единогласно.

Совет

Поскольку законодательство не устанавливает требований к оформлению протоколов общего собрания участников, в качестве ориентира имеет смысл применять по аналогии требования, установленные для оформления протокола общего собрания акционеров в пункте 2 статьи 63 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и пункте 4.29 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного приказом ФСФР России от 2 февраля 2012 г. № 12-6/пз-н*.

Изменения в устав оформляются либо в виде новой редакции устава, в которой вместо старых сведений содержатся новые, либо в виде изменений как отдельного документа, в котором указывается, что в конкретный пункт устава вносятся соответствующие изменения. При этом ни текст изменений, ни новую редакцию устава подписывать не требуется.

Совет

Лучше оформлять изменения в виде новой редакции устава, а не в виде изменений как отдельного документа*.

Впоследствии гораздо удобнее будет использовать единую действующую редакцию устава, чем частично действующую редакцию устава с несколькими (или множеством) приложений к нему на отдельных листах, которые нужно будет при прочтении согласовывать между собой. Кроме того, отдельные листы могут потеряться.

Государственная регистрация внесенных изменений

Внесенные изменения подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц только с момента ее проведения.

Если же меняются сведения о филиалах и представительствах, то самой регистрации ждать не нужно — такие изменения приобретают силу с того момента, когда ООО уведомило о них налоговый орган (абз. 3 п. 4 ст. 12, п. 5 ст. 5 Закона об ООО).

Общий срок, в который необходимо представить документы на регистрацию после принятия решения о внесении изменений, законом не установлен. Однако Законом об ООО установлены сроки представления документов на регистрацию в случаях увеличения и уменьшения уставного капитала.

Чтобы зарегистрировать изменения, нужно представить в налоговую инспекцию, осуществляющую государственную регистрацию, следующие документы (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о государственной регистрации):

  • заявление о государственной регистрации;
  • решение (протокол) о внесении соответствующих изменений;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица (устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) нужно представить на регистрацию в двух оригинальных экземплярах);
  • документ об уплате государственной пошлины*.

В случае увеличения и уменьшения уставного капитала на регистрацию необходимо предоставить дополнительные документы.

Также дополнительные документы потребуются в случае изменения местонахождения компании. На регистрацию нужно будет предоставить документы, подтверждающие права фирмы на помещение по новому адресу. Их перечень и форма, в которой они представляются, не установлены законом. Обычно представляются следующие документы:

  • заверенная генеральным директором копия договора аренды помещения по новому адресу. При этом в договоре желательно отдельно указать, что арендодатель не возражает против регистрации арендатора по адресу помещения;
  • заверенная генеральным директором общества либо арендодателем, предоставляющим обществу помещение в аренду, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на помещение за арендодателем.

Кроме того, можно представить гарантийное письмо от собственника помещения, лишний раз подтверждающее согласие арендодателя на регистрацию фирмы по адресу помещения; а также акт приема-передачи помещения.

Закон не позволяет налоговой инспекции отказывать в регистрации, если такие документы не будут представлены, однако в нарушение закона инспекция может это сделать.

Детально процедура проведения государственной регистрации прописана в Административном регламенте предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

Кто вправе представить документы на государственную регистрацию изменений в учредительные документы ООО

Генеральный директор или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени ООО (запись об этом лице должна быть в ЕГРЮЛ)

Заявителем при внесении изменений в учредительные документы является руководитель постоянно действующего исполнительного органа (т. е. директор) или иное лицо, которое имеет право без доверенности действовать от имени этого юридического лица*.

Это правило установлено в пункте 1.3 статьи 9 Закона о государственной регистрации.

Заявителем, по смыслу пункта 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации, является лицо, подписавшее заявление.

Кроме того, Законом об ООО установлено, что при увеличении уставного капитала общества заявление о регистрации изменений должно быть подписано лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (п. 4 ст. 18, п. 2.1 ст. 19 Закона об ООО).

Таким образом, подписывать заявление должен директор либо иное лицо, указанное в ЕГРЮЛ как лицо, действующее без доверенности от имени фирмы.

Подать заявление в инспекцию лучше директору, поскольку подача документов иным лицом фактически будет приравниваться к представлению документов по почте. Из-за этого регистрация затянется на дополнительные одну—три недели.

Получить документы по результату государственной регистрации может как заявитель, так и лицо, действующее от его имени на основании доверенности (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, письмо ФНС России от 28 августа 2006 г. № 09-1-03/4151@)*.

Особый порядок уведомления регистрирующего органа при открытии филиала (представительства)

Особый порядок предусмотрен для регистрации изменений, вносимых в устав при создании филиала или представительства.

Общее собрание участников принимает решение о создании филиала (представительства) и о внесении соответствующих изменений в устав (ст. 5 Закона об ООО). Подготавливается новая редакция устава (или изменения как отдельный документ).

Однако государственная регистрация проводится в форме уведомления регистрирующего органа в соответствии со статьей 19Закона о государственной регистрации.

В налоговые органы представляются следующие документы:

  • уведомление о внесении изменений в учредительные документы. Форма уведомления № Р13002 утверждена приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации);

  • решение (протокол) о внесении изменений в учредительные документы;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица.

Устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) представляется в двух оригинальных экземплярах.

Госпошлину при этом платить не нужно.

Регистрирующий орган в течение пяти дней вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 19 Закона о государственной регистрации). Компания получает на руки (или по почте):

  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • устав (изменения как отдельный документ) с отметкой налогового органа.".


Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Отметьте, пожалуйста, три самых интересных заголовка:

  • Участник использует огрехи в оформлении решений акционеров в свою пользу. Что делать? 13.6%
  • Либо пан, либо пропал: как изменить иск по ходу дела и выиграть, а не лишиться всего 68.8%
  • Зарплаты юристов. Как получать миллион? 45.6%
  • Работа с персональными данными. Ошибки, которые могут дорого обойтись компании. 39.6%
  • Как заключить договор аренды с наибольшей выгодой для арендатора и минимизировать риски 36.4%
  • Договор подписало неуполномоченное лицо. Как выйти из непростой ситуации? 52.4%
результаты

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль