Между Арендатором (ООО) и Государственным образовательным учреждением (арендодатель) уже заключен договор аренды помещений здания

182

Вопрос

Между Арендатором (ООО) и Государственным образовательным учреждением (арендодатель) уже заключен договор аренды помещений здания. Не понятен смысл ч. 5_6 ст. 19 "О рекламе", Аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекл. конструкции на земельном участке или здании (которое находится в гос. собственности) и на котором на основании договора между органом гос. власти и владельцем рекл. конструкции установлена рекл. конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекл. конструкции. Когда проводится аукцион? Что означает предложение: аукцион проводится после истечения срока действия договора на установку и эксплуатацию рекл. конструкции?».

Ответ

: Норма части 5.6 ст.19 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ ограничивает сроки проведения торгов на право заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора установлена рекламная конструкция, — такие торги проводятся по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Т.е. по истечении срока ранее заключенного договора на установку рекламной конструкции, необходимо провести новый аукцион на установку рекламной конструкции. Таким образом, данный пункт распространяется только в отношении мест для размещения рекламных конструкций, которые ранее предоставлялись по договорам владельцам рекламных конструкций.

 

К примеру, в Постановлении ФАС УО от 31.08.2012 № А07-23322/2011 указано, что из положений ч. 5, 5.1, 5.6 и 9 ст. 19 Закона о рекламе следует, что договор на эксплуатацию рекламного места (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) представляет собой самостоятельный, прямо предусмотренный законом гражданско-правовой договор, наделяющий рекламораспространителя правом установки и эксплуатации рекламной конструкции по договоренности с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, и не предусматривающий перехода прав владения и (или) пользования в отношении имущества собственника. При этом законом прямо установлен срочный характер такого договора и определен порядок его заключения — путем проведения торгов (конкурса или аукциона). Возможность продления срока действия ранее заключенного договора на эксплуатацию рекламного места либо возможность заключения нового договора без проведения торгов законом не предусмотрены. Более того, буквальное толкование положений частей 5, 5.1, 5.6 ст. 19 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ исключает такую возможность. В связи с изложенным суд пришел к выводу, что суды двух инстанций обоснованно признали отказ администрации в заключении договоров с обществом на эксплуатацию рекламных мест на новый срок без проведения торгов соответствовавшим законодательству. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УО ОТ 31.08.2012 № А07-23322/2011 «В силу пункта 1 статьи 19 Закона № 38?ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее ? рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. В силу статьи 19 Закона о рекламе определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства. Положения указанной нормы не предусматривают возникновение нового договорного правоотношения путем возобновления договора на новый срок.* Согласно части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Частью 4 статьи 53 Закона № 135?ФЗ до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 данного Закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209?ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» (далее ? Закон № 209?ФЗ), и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), без проведения торгов. При этом заключение указанных договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года. Из буквального толкования пункта 4 статьи 53 Закона № 135?ФЗ следует, что указанная норма предусматривает возможность заключения договора аренды и иных договоров, предусматривающих переход права пользования в отношении муниципального имущества, без проведения торгов на срок не более чем до 1 июля 2015 года. Вместе с тем согласно пункту 5 статьи 19 Закона № 38?ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства. Согласно положениям статьи 19 Закона о рекламе, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является ни договором аренды, ни иным договором, предусматривающим переход права владения и пользования в отношении государственного муниципального имущества. Отношение по использованию земельных участков для размещения средств наружной рекламы оформляется специальным договором ? договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Заключение указанного договора предоставляет рекламораспространителю ограниченное право пользования земельного участка. Выделения земельного участка и передачи его во владение в натуре не происходит. Кроме того, в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования. Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары); в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка. Таким образом, в случаях, когда рекламная конструкция размещена на землях общего пользования, земельный участок не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу. Кроме того, общий порядок распространения наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, определяется статьей 19 Закона о рекламе. Согласно части 1 статьи 19 Закона № 38?ФЗ, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований этой статьи. В соответствии с частями 5, 5.1, 5.6 и 9 статьи 19 Закона № 38?ФЗ, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 ? 7 этой статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Абзацем 5 пункта 1.6 Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных Решением Совета городского округа город Уфа Республик Башкортостан от 13.07.2011 № 39/5, также предусмотрено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, осуществляется на основе торгов (аукциона или конкурса). Из указанных положений следует, что договор на эксплуатацию рекламного места (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) представляет собой самостоятельный, прямо предусмотренный законом гражданско?правовой договор, наделяющий рекламораспространителя правом установки и эксплуатации рекламной конструкции по договоренности с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (в рассматриваемом случае ? органом местного самоуправления) и не предусматривающий перехода прав владения и (или) пользования в отношении имущества собственника. При этом законом прямо установлен срочный характер такого договора и определен порядок его заключения ? путем проведения торгов (конкурса или аукциона). Возможность продления срока действия ранее заключенного договора на эксплуатацию рекламного места, либо возможность заключения нового договора без проведения торгов законом не предусмотрена. Более того, буквальное толкование положений частей 5, 5.1, 5.6 статьи 19 Закона № 38?ФЗ исключает такую возможность.* Учитывая гражданско-правовой характер заключенных обществом с администрацией договоров на эксплуатацию рекламных мест, а также установленный законом порядок заключения таких договоров (в том числе заключения на новый срок), суды обоснованно признали оспоренный отказ заинтересованного лица в заключении договоров с обществом без проведения торгов соответствующим законодательству"



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль