Мы- производственная компания, производим холодильное оборудование

104

Вопрос

Мы- производственная компания, производим холодильное оборудование. По договору поставки отгрузили оборудование покупателю в срок с предварительной частичной оплатой. Покупатель в устной форме отказался оплачивать оставшуюся часть суммы, объяснив это тем, что его не устраивает качество поставляемого оборудования. На неоднократные письменные запросы с нашей стороны предъявить нам претензии в письменной форме, ответа не последовало. Оборудование возвращать отказывается, для диагностики наших сотрудников к оборудованию тоже не допускает. Покупатель продал наше оборудование по франшизе своим партнерам в регион, от них к нам поступила претензия, что не выдерживается температурный режим. Можем ли мы снять с себя гарантийные обязательства по обслуживанию оборудования в этой непростой ситуации».

Ответ

: Вопросы и условия снятия с поставщика гарантийных обязательств по обслуживанию товара должны регулироваться договором поставки. По общему правилу, если на поставляемый товар установлен гарантийный срок, то чтобы освободиться от ответственности продавец должен доказать, что недостатки возникли после передачи товара вследствие нарушения покупателем правил пользования товаров или его хранения либо действий третьих лиц или непреодолимой силы. В то же время суд освобождает поставщиков от необходимости доказывать причины и время возникновения недостатков, если покупатель препятствует проведению диагностики товара (см. постановление ФАС СКО от 02.03.2010 г. № А53-319/2009). Таким образом, в связи с тем, что покупатель не допустил сотрудников для диагностики товара, у поставщика имеются основания снять гарантийные обязательства по обслуживанию оборудования. В случае спорных ситуаций, поставщик может также ссылаться, что покупатель товара нарушил процедуру приема товара, т.е. несоставил акт о ненадлежащем качестве полученной продукции (см. определение ВАС РФ от 15 сентября 2010 г. № ВАС-12245/10); незамедлительного не уведомил поставщика о ненадлежащем качестве полученного товара (см. определение ВАС РФ от 5 марта 2010 г. № ВАС-2322/10).

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

 

Как возразить на претензии покупателя о недостатках переданного товара

«Как доказать, что поставщик не несет ответственности за недостатки товара

Поставщик будет отвечать за недостатки товара, только если покупатель докажет, что недостатки товара возникли:

  • до его передачи покупателю;
  • либо по причинам, возникшим до этого.

То есть бремя доказывания времени и причин возникновения недостатков опять же лежит на покупателе. Это правило установлено пунктом 1 статьи 476 Гражданского кодекса РФ. При этом поставщику нужно приложить максимум усилий, чтобы опровергнуть представленные покупателем доказательства. В частности, можно прибегнуть к помощи судебной экспертизы.

Сложнее ситуация обстоит, если поставщик предоставил на товар гарантию качества. В таком случае он сам будет обязан доказывать, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю по причине:

  • нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения;
  • либо действий третьих лиц;
  • либо непреодолимой силы.

Это установлено пунктом 2 статьи 476 Гражданского кодекса РФ. См., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 марта 2010 г. по делу № А58-769/2009 (определением ВАС РФ от 20 мая 2010 г. № ВАС-6060/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

С учетом сложившейся практики можно дополнить указанный список еще одним пунктом: поставщик освобождается от ответственности, если докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю «по причине случайного повреждения товара». Это связано с тем, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара по общему правилу переходит на покупателя с момента, когда поставщик передаст ему товар (п. 1 ст. 459 ГК РФ). См., например, постановление ФАС Уральского округа от 23 августа 2010 г. № Ф09-6577/10-С3 по делу № А60-52658/2009-С7.

В то же время суд освобождает поставщиков от необходимости доказывать причины и время возникновения недостатков, если:

  • покупатель препятствует проведению диагностики товара (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 2 марта 2010 г. по делу № А53-319/2009);
  • недостаток товара относится к явным, но покупатель его не зафиксировал при приемке товара (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 31 августа 2011 г. № Ф09-5308/11 по делу № А60-3324/2011).*

Какими процедурными нарушениями нужно воспользоваться

В первую очередь нужно проверить, не нарушил ли покупатель порядок приема товара, если такой установлен. Нарушение может выражаться:

  • в отборе проб без участия поставщика (см., например, определение ВАС РФ от 11 апреля 2011 г. № ВАС-4823/11) или даже в отсутствии такого отбора (см., например, определение ВАС РФ от 26 ноября 2010 г. № ВАС-16010/10);
  • в невызове поставщика в случае расхождения данных по качеству поставленного товара с данными в отгрузочных документах (см., например, определение ВАС РФ от 23 марта 2011 г. № ВАС-2781/11);
  • в несоставлении акта о ненадлежащем качестве полученной продукции (см., например, определение ВАС РФ от 15 сентября 2010 г. № ВАС-12245/10);
  • в отсутствии незамедлительного уведомления поставщика о ненадлежащем качестве полученного товара (см., например,определение ВАС РФ от 5 марта 2010 г. № ВАС-2322/10) и т. д.

Если нарушение имело место, то суд может не принять в качестве доказательств поставки некачественного товара документы, составленные при такой приемке, и признает факт поставки некачественного товара недоказанным.

Также нужно проверить, не нарушил ли покупатель следующие сроки.

1. Срок обнаружения недостатков переданного товара. Если иное не установлено законом или договором, по истечении указанных сроков покупатель будет не вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара (п. 1 ст. 477 ГК РФ). См., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2010 г. № 17АП-12755/2010-АК по делу № А60-28681/2010.

2. Срок для уведомления поставщика об обнаружении недостатков товара. Если иное не установлено законом, иными правовыми, договором или обычаями, покупатель обязан уведомить поставщика обо всех выявленных недостатках и несоответствиях незамедлительно (в минимальный срок) в письменной форме (п. 1 ст. 483 и абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ). Если покупатель этого не сделает, то поставщик вправе ему отказать в удовлетворении требований, связанных с ненадлежащим качеством товара.

Пример из практики: суд отказал покупателю во взыскании стоимости некачественного товара и убытков, так как тот не представил доказательств незамедлительного письменного уведомления поставщика о выявленных недостатках

Однако нужно иметь в виду, что «срок для уведомления» может не входить в «срок обнаружения». То есть покупатель имеет полное право уведомить поставщика о недостатках за пределами срока для их обнаружения. Главное, чтобы они были обнаружены в его пределах.

3. Срок исковой давности. В данном случае действует общий срок три года (ст. 196 ГК РФ), который начинается со дня, когда покупатель узнал или должен был узнать о недостатках товара. Если покупатель его пропустит, то поставщику нужно заявить о его применении, и суд откажет в удовлетворении иска (см., например, определение ВАС РФ от 10 января 2007 г. № 15885/06,постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2011 г. по делу № А43-9261/2010)"

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.