Судебная практика по применению ст. 93.1 НК РФ

1406

Вопрос

Должна ли налоговая в своем поручении и требовании указать при каком мероприятии налогового контроля возникла необходимость в представлении документов? 

 Получили требование с поручением на предоставление документов по контрагенту. Обстоятельства такие:

1. В отношении контрагента не проводятся ни камеральная проверка ни выездная

2. Дословно по тексту требования «... касающиеся деятельности ООО ИВАН  вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникла обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки» 

3. В тексте требования указан договор с номером и соответственно истребуются счета-фактуры, ТТН накладные и т.п.

4. В последних пунктах указано: предоставить договора заключенные нашей организацией с другими контрагентами по реализации товара приобретенного у ООО ИВАН, т.е. фактически запрашиваются документы непосредственно у нас по нашей деятельности в отношении других контрагентов без конкретного указания на номера договоров и др. Я так понимаю идет выуживание информации налоговой для будущей проверки

5. Мы предоставили информацию по договорам и указали, что приобретенный товар у ООО ИВАН нами в дальнейшем не реализовывался Они составили акт по п.1 ст.126 НК и естественно протокол по КоАП ст.15.6 на директора. 

Ответ

Основанием для истребования документов (информации) при встречной проверке является осуществление налоговыми органами камеральной или выездной проверки налогоплательщика (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Истребуемая у Вас информация должна касаться деятельности именно контрагента (Постановления ФАС ПО от 26.08.2013 № А65-25346/2011, ВВО от 09.08.2013 № А82-12445/2012 и др.).

Может случиться так, что в настоящее время проверка в отношении контрагента не ведется, но она планируется. В этом случае, если в требовании о предоставлении документов указано, что проверка в отношении контрагента уже ведется, то Вы вправе не предоставлять запрашиваемые документы (Постановления ФАС ЦО от 02.07.2009 № А23-3784/08А-13-133, ВСО от 02.09.2010 № А19-1676/10).

В случае же, если в требовании указано, что документы по контрагенту запрашиваются для предпроверочного анализа в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ, то Вы обязаны предоставить запрашиваемые документы, относящиеся к контрагенту (Постановление ФАС УО от 25.06.2012 № А71-11479/11).

Как следует из данных вопроса, Вам следует предоставить следующие документы: договор с номером, счета-фактуры, ТТН накладные. Остальные документы, как следует из Вашего вопроса, не касаются деятельности контрагента, а скорее касаются Вашей деятельности. Вместе с тем, бремя доказывания о необходимости этих документов лежит на налоговом органе.

Вам необходимо обжаловать решение о привлечении к ответственности.

Налоговый орган вправе истребовать документы для проверки только за три предшествующих года (Постановление ФАС МО от 22.06.2010 № А40-86367/09). Иными словами, налоговой проверкой охватываются только 3 года.

Налоговые органы вправе проводить дополнительные мероприятия налогового контроля в соответствии со ст. 101 НК РФ, в ходе которых у налогоплательщика и иных лиц могут быть истребованы документы в порядке, установленном ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ. Срок дополнительных мероприятий не может превышать 1 месяца.

В требовании инспектор указывает, какие документы и на основании какой статьи Налогового кодекса РФ он истребует, в какой срок их надо представить, а также приводит информацию о том, в каком виде следует представлять документы, а также ответственность за непредоставление.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.04.2008 № 15333/07 отметил, что требование о представлении документов должно содержать достаточно определенные данные об истребуемых документах. Несоблюдение этих условий влечет за собой невозможность привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки могут быть основанием для отмены решения инспекции, только если они привели или могли привести к принятию неправомерного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

За непредставление налогоплательщиком документов по требованию налогового органа предусмотрены налоговая ответственность для самого налогоплательщика (п. 4 ст. 93, ст. 126 НК РФ) и административная ответственность для должностных лиц организации-налогоплательщика (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Кроме того, налоговики могут провести выемку подлинников истребованных документов (п. 1 ст. 87, п. 8 ст. 94 НК РФ).

В тоже время, если у налогоплательщика нет запрашиваемых документов по уважительной причине, то к ответственности за непредставление указанных документов налогоплательщик не может быть привлечен (Постановления ФАС МО от 25.06.2010 № КА-А40/6480-10, ФАС ПО от 13.12.2011 № А55-967/2011, ФАС ВСО от 23.09.2009 № А33-12556/08).



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.