• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Трудовые отношения
  • » Обязана ли организация, чья непосредственная деятельность НЕ связана с транспортными услугами, и в штате которой есть два водителя, которые выполняют поручения по доставке документов и сотрудников, проводить ежедневные медицинские предрейсовые осмотры эти

Обязана ли организация, чья непосредственная деятельность НЕ связана с транспортными услугами, и в штате которой есть два водителя, которые выполняют поручения по доставке документов и сотрудников, проводить ежедневные медицинские предрейсовые осмотры эти

225

Вопрос

Обязана ли организация, чья непосредственная деятельность НЕ связана с транспортными услугами, и в штате которой есть два водителя, которые выполняют поручения по доставке документов и сотрудников, проводить ежедневные медицинские предрейсовые осмотры этих водителей? Если да, то чем это регламентируется?

Ответ

: Организации, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить медосмотры водителей согласно абз. 6 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

 

О соблюдении данного требования неспециализированными организациями (в отношении офисных сотрудников) однозначного ответа нет, так как ни закон, ни подзаконные акты не дают разъяснений.

Правоприменительная практика по данному вопросу тоже неоднозначна.

Некоторые из судов полагают, что данное требование распространяется только на специализированные компании (осуществляющие перевозку грузов и пассажиров). Следовательно, лица, эксплуатирующие транспортные средства в неспециализированных компаниях не обязаны проходить медицинский осмотр (Постановления ФАС Центрального округа от 23.11.2009 № А36-706/2009 и от 28.07.2009 № А36-3582/2008, Постановление ФАС Московского округа от 10.08.2009 № А40-76923/2008 ).

Однако, есть и противоположное мнение. Так, ФАС Западно-Сибирского округа указал, что организация, имеющая на балансе два автомобиля обязана, соблюдать требования о медицинском осмотре (Постановление от 16.10.2008 № А75-438/2008).

Также в Постановлении от 15.01.2010 № А72-4961/2009 ФАС Поволжского округа отверг доводы организации о том, что она не занимается оказанием услуг по рейсовой перевозке пассажиров. А в Постановлении ФАС Уральского округа от 28.12.2011 № Ф09-8630/11 указано, что обязанность по выполнению требований безопасности дорожного движения возникает у любого юридического лица, имеющего автотранспорт.

Путевой лист служебного автомобиля служит основным первичным документом для списания ГСМ на расходы, связанные с управлением организацией (п. 1 ст. 252 НК РФ). Соответственно, при использовании автомобиля в служебных целях необходимо оформить путевой лист в соответствии с требованиями закона. Кроме того, отметка о медицинском осмотре относится к числу обязательных реквизитов путевого листа, поэтому безопаснее делать отметки о медицинских осмотрах водителей.

Однако, к административной ответственности за несвоевременное прохождение водителями медицинского осмотра привлекают только по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ — за ведение деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Таким образом, использование путевого листа при осуществлении служебных поездок офисными работниками является обязательным. Относительно медицинских осмотров указанных работником, полагаем, что они также обязаны проходить обязательный медицинский осмотр.

Однако, если же Вы примите решение не осуществлять медицинский осмотр в отношении данных работников, то в случае судебного спора риск того, что арбитры не примут Вашу сторону достаточно высок.

Обоснование данной позиции приведено ниже.

Постановление ФАС Уральского округа от 28.12.2011 № А71-4117/2011

«Судами установлено, что проверка в отношении заявителя проведена на основании Закона № 294-ФЗ, Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, Положения об управлении.

Пунктом 4 ст. 3 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что к основным принципам защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц.

В соответствии с п. 1 Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

Согласно Положению об управлении управление является региональным территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по надзору и контролю в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на территории Удмуртской Республики.

Пунктом 22.1 Положения об управлении установлено, что управление имеет право в установленном порядке проверять юридических и физических лиц, осуществляющих в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства дорожную, перевозочную и иную, связанную с транспортным процессом деятельность.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон № 196-ФЗ).

В силу с п. 1, 3 ст. 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 № 83 утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), в который включены работы по непосредственному управлению транспортными средствами (п. 17 данного Перечня).

В соответствии с п. 1.5 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, содержащемся в приложении № 2 к письму Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт.

Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, согласно Приказу Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», обязательны для применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (п. 2 разд. 1 «Общие положения»).

В силу ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

В силу п. 12, 14, 23, 25 Положения об особенностях режима рабочего времени требования по соблюдению режима труда и отдыха водителей установлены ко всем юридическим лицам, эксплуатирующим транспортные средства в своей производственной деятельности.

Также согласно п. 4 и разд. 3 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647 все владельцы транспортных средств должны учитывать дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортным средствам независимо от места их совершения.

С учетом совокупности приведенных выше норм, апелляционный суд обоснованно указал, что обязанность по соблюдению требований безопасности дорожного движения, указанных в оспариваемом предписании, возникает у любого юридического лица, имеющего автомобильный транспорт*".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.