• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » К вопросу №331380 Всё-таки меня смущает ч.5 ст. 120 ГК РФ, ведь речь идёт не о казённом учреждении, как указано в Вашем ответе, а о Бюджетном учреждении, при котором собственник имущества (в нашем случае это администрация города) не несёт ответственности

К вопросу №331380 Всё-таки меня смущает ч.5 ст. 120 ГК РФ, ведь речь идёт не о казённом учреждении, как указано в Вашем ответе, а о Бюджетном учреждении, при котором собственник имущества (в нашем случае это администрация города) не несёт ответственности

147

Вопрос

К вопросу №331380 Всё-таки меня смущает ч. 5 ст. 120 ГК РФ, ведь речь идёт не о казённом учреждении, как указано в Вашем ответе, а о Бюджетном учреждении, при котором собственник имущества (в нашем случае это администрация города) не несёт ответственности по долгам бюджетного учреждения».

Ответ

Исходя из совокупности всех вопросов, модель ситуации следующая: «Истец — ТСЖ, взыскивает задолженность по муниципальной квартире, в которой никто не проживает. Квартира находится в собственности города, но передана по приказу в оперативное управление муниципального учреждения „Городское хозяйство“. В предыдущих делах судья ответчиком „назначал“ именно учреждение, но не администрацию города. В нынешней ситуации судья „порекомендовал“ уточнить исковые требования и предъявить указанную задолженность и к учреждению, и к администрации. Судья в определении о назначении очередного рассмотрения дела указал: „Истцу предлагается уточнить исковые требования к каждому из ответчиков“.

Муниципальное учреждение „Городское хозяйство“ является бюджетным учреждением, при котором собственник имущества (в нашем случае это администрация города) не несёт ответственности по долгам бюджетного учреждения.»

Согласно п. 12. ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ положения абз. 6 п 2 ст. 120 ГК РФ в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011 года.

Наряду с кодифицированным гражданским законодательством правовой статус бюджетных учреждений определяется Законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ, в частности ст. 9.2, специально посвященной данному типу учреждений.

Согласно п. 1 ст. 9.2. Закона № 7-ФЗ Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно п. 3 ст. 9. 2 Закона № 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.

Согласно п. 1 ст. 115 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Согласно п. ст. 115 ГК РФ собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Предложением 1 п. 11 Закона № 7-ФЗ установлено: «Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено». Далее приводятся нормы о порядке определения особо ценного имущества, однако, стоит отметить, что в Законе № 7-ФЗ нет ни слова об ответственности бюджетного учреждения по своим долгам, а правила о том, как определяется особо ценное имущество, приведены с целью установить, каким имуществом учреждение вправе распоряжаться только с согласия собственника (п. 10 ст. 9.2).

Согласно п. 11 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества должен устанавливаться Правительством РФ. К настоящему времени он определен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538. Согласно названному Постановлению Правительства существуют три критерия отнесения имущества к особо ценному: во-первых, балансовая стоимость, во-вторых, затруднительность осуществления деятельности учреждением без данного имущества, в-третьих, установленный объективным правом особый порядок распоряжения имуществом.

Минимальная балансовая стоимость имущества, как критерий его отнесения к особо ценному, для федерального уровня колеблется в диапазоне от 200 до 500 тыс. руб., для уровня субъекта Федерации — от 50 до 500 тыс. руб., для муниципального уровня от 50 до 200 тыс.

Оригинально подошел к решению проблемы Минюст России: планку балансовой стоимости он установил не вообще, а применительно к отдельным категориям имущества по функциональному назначению; тем самым он, по сути, совместил два критерия, предложенные правительством. К примеру, к видам особо ценного имущества Минюстом России отнесены: компьютеры, оргтехника и серверное оборудование, балансовая стоимость которых за единицу превышает 70 тыс. руб.; фото- и видеоаппаратура, балансовая стоимость которых превышает 100 тыс. руб. (Приказ Минюста России от 30.12.2010 № 413). Прямых противоречий такого подхода объективному праву нет.

Анализ видов особо ценного имущества, отраженных в ведомственных актах, и утвержденных к настоящему времени отдельных перечней особо ценного имущества позволяет констатировать, что наложение взыскания на имущество бюджетных организаций, если таковое будет осуществляться в действительности, не гарантирует реальной защиты интересов кредиторов.

И наконец, о процедуре наложения взыскания на имущество бюджетного учреждения. Она регулируется ч. 20 ст. 30 Закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ и предполагает необходимость подачи заявления с указанием реквизитов банковского счета взыскателя и исполнительного документа (исполнительного листа или судебного приказа) в орган Федерального казначейства или финансовый орган субъекта Федерации. Пунктом 7 ч. 20 ст. 30 Закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ установлено: «...бюджетное учреждение — должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника».

Указание в Законе № 83-ФЗ на «общий остаток средств, учтенных на лицевом счете», позволяет утверждать, что исполнение требований исполнительного документа происходит вне зависимости от того, по каким основаниям были выделены средства бюджетному учреждению. Если они есть, то долг должен быть погашен.

Согласно п. 11 ч. 20 ст. 30 Закона № 83-ФЗ: «...в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения — должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств более трех месяцев исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Содержание приведенной нормы Закона позволяет утверждать, что ответственность бюджетного учреждения по его долгам может быть реализована путем применения общего (через судебных приставов-исполнителей) порядка наложения взыскания на имущество только при условии предварительного обращения к порядку административному (через финансовые органы).

В связи с вышеизложенным, в случае, если судья привлек соответчика администрацию определением, что должно было произойти, то администрация, как соответчик может изложить вышеприведенные доводы, настаивая на том, что она не является ни солидарным, ни субсидиарным ответчиком, в связи с чем в требованиях к ней надлежит отказать.

Согласно п. 7 ст. 46 АПК РФ о вступлении в дело соистца, о привлечении соответчика или об отказе в этом выносится определение. Определение об отказе в удовлетворении ходатайства о вступлении в дело соистца, о привлечении соответчика может быть обжаловано лицом, подавшим соответствующее ходатайство, в срок, не превышающий десяти дней со дня его вынесения, в арбитражный суд апелляционной инстанции.

В связи с чем, ни ответчик не соответчик не являются лицами, которые могут обжаловать определение о привлечении, т.к. не являются лицом, подавшим соответствующее ходатайство.

Обоснование данной позиции приведено в материалах «Системы Юрист»

  • Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
  • Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
  • Закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
  • Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
  • Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»
  • Приказ Минюста России от 30.12.2010 № 413 «Об утверждении видов особо ценного движимого имущества бюджетных и автономных учреждений Минюста России»

20.03.2014

С уважением,

Флоненкова Светлана, адвокат Адвокатской палаты Ростовской области (рег. номер

61/4043), эксперт «Системы Юрист»

Ответ утвержден Валентиной Яковлевой,

ведущим экспертом Горячей линии «Системы Юрист»

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.