Сотрудником ГИБДД был остановлен водитель директора компании, который передвигался на легковом авто, принадлежащем этой компании

71

Вопрос

Сотрудником ГИБДД был остановлен водитель директора компании, который передвигался на легковом авто, принадлежащем этой компании.Водитель оформлен по трудовому договору. Компания не занимается ни грузоперевозками, ни перевозками пассажиров, ни др. Был выписан штраф (500 руб)за отсутствие штампа мед.освидетельствования(по штатному расписанию не предусмотрена ставка медработника в компании) в путевом листе. Имел ли право сотрудник ГИБДД выписать штраф в таком случае?».

Ответ

: В рассматриваемой ситуации сотрудник ГИБДД имел право составить протокол и постановление по делу об административном правонарушении за отсутствие пред рейсового медицинского осмотра у водителя. Организации, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей (ст. 20 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ). На основании этой нормы Минздрав и Минтранс России разработали Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32). При этом Методические рекомендации не делают никаких исключений для организаций, которые не оказывают услуг по перевозке пассажиров и грузов.

 

Предрейсовый осмотр является мерой по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (п. 1 ст. 23 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ). При этом законодательство не содержит исключений ни для профессиональных водителей, ни для сотрудников, которые управляют служебной машиной эпизодически. Эти категории участников дорожного движения равноправны.

Целью предрейсового осмотра является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем. Об этом говорится в пункте 1.3 приложения 2 к письму Минздравсоцразвития России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

Таким образом, проходить предрейсовые осмотры обязаны не только водители организации, в чьи непосредственные обязанности входит управление транспортным средством, но и любые другие сотрудники, время от времени использующие в рабочих целях служебные автомобили.

Тем не менее следует отметить, что судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Так, в решении АС Амурской области от 13.12.2012 г. №А04-7953/2012 суд, признавая привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности, указал: «Обязательные требования к проведению предрейсовых медицинский и технических осмотров установлена статьёй 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ „О безопасности дорожного движения“. При этом законодательство о безопасности дорожного движения проведение указанных осмотров ставит в зависимость от факта эксплуатации транспортного средства, а не от выполнения предпринимательской (приносящей доход) деятельности. Законодательством о безопасности дорожного движения установлены единые требования к эксплуатации транспортных средств для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Аналогичный вывод приведен в решении Ставропольского районного суда Самарской области от 04.07.2013 г. В Постановлении от 15.01.2010 № А72-4961/2009 ФАС ПО, Постановлении ФАС Уральского округа от 28.12.2011 № Ф09-8630/11 также указано, что обязанность по выполнению требований безопасности дорожного движения возникает у любого юридического лица, имеющего автотранспорт.

Иной вывод содержится в Постановлении 13ААС от 13.12.2013 г. № А56-35806/2013. Так, признавая привлечение юр.лица к административной ответственности незаконным, суд указал, что административным органом не доказано, что автомобиль использовался Обществом для осуществления деятельности (оказания услуг) по перевозке пассажиров, багажа или грузов в предпринимательских целях. В Постановлении ФАС Центрального округа от 23.11.2009 № А36-706/2009 сделан вывод, что требование проводить медицинские и технические осмотры водителей перед выездом распространяются только на организации, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров. Аналогичный вывод приведен в Постановлении 15ААС от 16.09.2013 г.№ А32-35060/2012.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

«Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;*

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения»



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.