у нас автобусный транспорт. незаконное такси мешает перевозкам автобусов... контрольные органы не могут помочь...

75

Вопрос

у нас автобусный транспорт. незаконное такси мешает перевозкам автобусов... контрольные органы не могут помочь... как в москве наказывают незаконное такси по ст. 14.1 КоАП РФ? КАКОВА СУДЕБНАЯ практика в России... в Москве...? судьи разводят руками..не могут помочь..ни мвд..ни иные органы..наказать такси... как правильно применить ст. 14.1 КоАП РФ, и ст. 12.3 п.2.1 КоАП РФ...?

Ответ

Обычно привлечение к административной ответственности водителей, осуществляющих незаконные перевозки производится или по статье 14.1, или 12.3 п.2.1 КоАП РФ, совместно по данным статьям привлечения не найдено.

 

При привлечении по статье 14.1 следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Отсутствие у водителя регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Рекомендации в Разъяснении УФНС России по Республике Коми от 10.07.2009 № б/н.

2. Отсутствие контрольно-кассовой техники.

3. Неоднократность перевозок.

4. Разрешение ситуации является ли перевозка пассажиров обязательством по договору фрахтования. В Решении Ипатовского районного суда Ставропольского края по делу 12-37/2011 содержатся разъяснения по данному поводу.

Работа по выявлению данных правонарушений должна проводится налоговыми органами совместно с правоохранительными органами.

При привлечении по статье 12.3 п.2.1 КоАП РФ важна фиксация перевозки пассажиров с помощью:

1. Видео, фотоаппаратуры.

2. Свидетельских показаний.

3. Актов, составленных уполномоченными органами.

Ключевым моментом является доказательство оказания перевозок (пояснения в Решении по делу 12-35/2011 Сорочинского районного суда Оренбургской области). Часто уполномоченным органам не удается доказать наличие состава преступления, даже при наличии оранжевого светового сигнала на крыше автомобиля, так как он должен быть определенного вида, установленного законодательством. Поэтому такие дела «разваливаются» в суде. Пример – решение по делу 12-41/2012 Тимашевского районного суда Краснодарского края.

Выходом из данного положения следует считать грамотное ведение административного производства по таким делам. Очевидно, что нарушителей данной нормы достаточно в любом городе России, все дело именно в квалификации уполномоченных органов.»

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:

<…>

«Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

Комментарий к статье 12.3

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
(Часть дополнена с 1 января 2004 года Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 41-ФЗ - см. предыдущую редакцию)

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2_1. Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, -влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ)

Действие части 2_1 статьи 12.3 настоящего Кодекса приостановлено с 24 апреля 2012 года по 30 июня 2012 года включительно - Федеральный закон от 23 апреля 2012 года N 34-ФЗ.

3. Передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им, -влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

<…>

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

Комментарий к статье 14.1

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица -влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(Часть дополнительно включена с 17 июля 2005 года Федеральным законом от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ)

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание дополнительно включено с 17 июля 2005 года Федеральным законом от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ).»

<…>

2. Разъяснения УФНС России по Республике Коми от 10.07.2009 № б/н:

<…>

«Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет наложение административного штрафа (статья 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее – КоАП РФ).

Исходя из вышеизложенного, гражданин, предоставляющий услуги по перевозке пассажиров на легковом автомобиле (деятельность такси), обязан зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и встать на налоговый учет.

Выявление лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляется в рамках проводимой налоговыми органами Республики Коми контрольной деятельности, в том числе при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями, за исключением кредитных организаций, возложенного на налоговые органы Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее – Закон № 54-ФЗ).

Так, факты предоставления услуг по перевозке пассажиров в такси гражданами, не работающими в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, а также не являющимися индивидуальными предпринимателями, соответственно, не уплачивающими налоги, выявляются в ходе контрольных мероприятий, проводимых не первый год налоговыми органами во взаимодействии с органами внутренних дел городов и районов и территориальных отделений Управления автодорожного надзора по Республике Коми, по соблюдению организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона № 54-ФЗ и Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, вступившего в силу 10.03.2009).

В частности, налоговые органы во взаимодействии с органами внутренних дел, действующих в пределах своей компетенции, проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков; налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ (статья 7 Закона № 54-ФЗ).»

<…>

3. Решение Ипатовского районного суда Ставропольского края по делу 12-37/2011:

<…>

«Согласно ст. 787 ГК РФ, по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ (в редакции от 21.04.2011 года) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.

Согласно ч. 2 ст. 31 вышеуказанного Федерального закона, договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.

Из пояснений Галутво В. П. и ФИО4 о том, что Галутво В. П. принимает заказы от диспетчера такси *** и перевозит пассажиров в указанное ими место, согласно тарифу ФИО3, усматривается, что последний является фрахтовщиком, а водитель Галутво В. П. его работником, действует в отношениях с фрахтователем (пассажиром) от имени фрахтовщика.

Данная ситуация согласуется с положениями ст. 182 ГК РФ, согласно которой полномочие может явствовать из обстановки, в которой действует представитель. При этом сделка, совершенная водителем от имени фрахтовщика, создает гражданские права и обязанности у представляемого.

Между тем, в судебном заседании установлено, что Галутво В. П. осуществляет перевозку пассажиров на основании гражданско-правового договора, заключенного 29 июля 2011 года с ИП такси *** ФИО3, получая от последнего вознаграждение за выполненные работы в размере *** рублей. При этом он не является его работником в соответствии с трудовым законодательством, каковыми являются диспетчеры такси *** Из этого следует, что ФИО3 как индивидуальный предприниматель содержит только диспетчерскую службу, но не водителей такси.

Таким образом, складывается иная ситуация. Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), в данном случае ИП ФИО3, организующее перевозки такси, нанимает водителей такси (Галутво В.П.) по гражданско–правовому договору, что имеет место в рассматриваемом случае. В качестве таких организаторов перевозок могут быть, так называемые диспетчерские службы, которые сами не осуществляют перевозки, а оказывают посреднические услуги по оформлению заказов на обслуживание автотранспортом.

Водители, заключившие гражданско-правовые договоры с диспетчерскими службами, должны иметь статус индивидуального предпринимателя и зарегистрировать таксометр в налоговой инспекции. Контрагентом фрахтователя, то есть фрахтовщиком, здесь является водитель такси, действующий от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у водителя такси.»

<…>

4. Решение по делу 12-35/2011 Сорочинского районного суда Оренбургской области:

<…>

В материалах дела отсутствуют доказательства уплаты пассажирами Белову А.Н. денежных средств за перевозку – расписки, их объяснения. Личность находившейся в салоне автомобиля на момент проверки женщины вообще не устанавливалась, в связи с чем не представляется возможным опровергнуть довод Белова А.Н. о том, что он ехал с женой. Также не представлено доказательств того, что перевозки пассажиров за плату осуществлялись Беловым А.Н. систематически, а это является необходимым признаком предпринимательской деятельности, и входит в объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ.

Показания свидетеля Дегтярева С.М. о том, что Белов А.Н. лично пояснял о том, что перевозит пассажиров за 10 рублей, не могут быть взяты за основу при назначении наказания, так как это отрицает Белов А.Н., и никакими другими доказательствами не подтверждается.

То обстоятельство, что на крыше автомобиля установлен опознавательный знак «Такси», не является неоспоримым доказательством совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, доказыванию подлежит именно факт занятия предпринимательской деятельностью, то есть оказание услуг с получением за это денежного вознаграждения, причем на систематической основе.

В судебном заседании Белов А.Н. дал объяснение, каким образом данный опознавательный знак оказался на автомобиле. Никаких доказательств в опровержение его версии суду не представлено. Сама по себе установка опознавательного знака «Такси» не указывает на занятие предпринимательской деятельностью, поскольку специального разрешения не требует, законом не запрещена его установка и лицами, не занимающимися предпринимательской деятельностью.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, обжалуемое постановление мирового судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу – прекращению по п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Белова А.Н. состава административного правонарушения.

<…>



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль