• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Административные отношения
  • » Нам поступила жалоба о том, что наша организация на своих сайтах незаконно использует товарный знак (знак обслуживания) принадлежащего Заявителю жалобы, зарегистрированного на основании Свидетельства о регистрации товарного знака (знака обслуживания) (коп

Нам поступила жалоба о том, что наша организация на своих сайтах незаконно использует товарный знак (знак обслуживания) принадлежащего Заявителю жалобы, зарегистрированного на основании Свидетельства о регистрации товарного знака (знака обслуживания) (коп

126

Вопрос

Нам поступила жалоба о том, что наша организация на своих сайтах незаконно использует товарный знак (знак обслуживания) принадлежащего Заявителю жалобы, зарегистрированного на основании Свидетельства о регистрации товарного знака (знака обслуживания) (копия св-ва прилагалась). Заявитель требует прекратить использование данного знака на наших интернет сайтах. Наш знак, обладающий поразительным сходством с их знаком в установленном законом порядке не зарегистрирован. Нарушение (а это на мой взгляд нарушением все-таки является) не носило преднамеренного (умышленного) характера. Более того, - данный знак имеется на оттиске печати нашей организации. Однако правда тут как мне кажется на их стороне, т.к. наша печать зарегистрирована в 2010г, в то время как их товарный знак (согласно свидетельству) в 2009г. Разница между знаками заключается только лишь в цвете (их - розовый, наш - черный + оранжевый), но имеет ли это юридическое значение в данном случае? Флаги стран ведь тоже очень схожи, взять хотя бы РФ и Нидерланды, но в отличие от нашего случая оба они являются официальными. Подскажите, пожалуйста, насколько обоснованной является жалоба? Есть ли в данном споре хоть какая-то наша правота (лично я в этом сомневаюсь)?».

Ответ

Для признания сходства товарных знаков не требуется реального смешения товарных знаков в глазах потребителей, достаточно наличие самой опасности такого смешения. Данный вывод приведен в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.07.2006 № 3691/06. В соответствии с п. 14.4.2.3 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: внешняя форма; наличие или отсутствие симметрии; смысловое значение; вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.); сочетание цветов и тонов. Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях. Таким образом, только цветовое различие товарных знаков, при совпадении иных признаков, не свидетельствует об отсутствии степени схожести данных товарных знаков, в связи с чем вероятность признания нарушения организацией прав на чужой товарный знак очень высока.

 

Следует отметить, что статьей 14.10 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.

Учитывая положения статей 1229, 1252, 1477, 1484, 1487, 1515 ГК РФ, использование в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака может осуществляться только с разрешения правообладателя или уполномоченного им лица. Предложение к продаже, продажа, хранение и иное введение в хозяйственный оборот товаров с товарным знаком или сходным с ним до степени смешения обозначением, используемых без разрешения его владельца, является нарушением исключительного права на товарный знак.

По смыслу ст. 1484 Гражданского Кодекса РФ использованием товарного знака является в ведение в оборот товаров, маркированных эти товарным знаком.

Согласно, ст.1515 ГК РФ лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

- в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

- в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Дополнительно Вы можете ознакомиться со статьями:

Нарушения права на товарный знак, размещенный на упаковке;

Нарушены права на товарный знак. Как взыскать с нарушителя компенсацию;

Роспатент может помочь доказать вину нарушителя прав на товарный знак;

Право компании на товарный знак нарушено. Как получить максимальную компенсацию;

Невиновный нарушитель права привлечен к ответственности. Как снизить ее размер;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

 

Товарный знак используется незаконно. Как правообладателю защитить свои права

<…>

«Действующим российским законодательством установлена различная ответственность за незаконное использование товарного знака, в том числе уголовная, административная и гражданская.

Уголовная ответственность. За незаконное использование товарного знака устанавливается уголовная ответственность, предусмотренная ст. 180 УК РФ. При этом для квалификации преступления необходимо, чтобы нарушение товарного знака было совершено, во-первых, повторно, во-вторых, причинило доказанный ущерб в размере более 100 тыс. руб. Размер денежного штрафа за данное преступление составляет 200 тыс. руб. Также Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака. Размер денежного штрафа в таком случае составляет 120 тыс. руб.

Административная ответственность. Незаконное использование товарного знака признается также и административным правонарушением, ответственность за которое установлена в ст. 14.10 КоАП РФ в виде штрафа, размер которого составляет: для физических лиц – от 1500 до 2000 руб.; для должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; для юридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб. Также в случае привлечения лица к административной ответственности по указанной статье производится конфискация предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака.*

Гражданская ответственность. Статьей 1515 ГК РФ предусмотрена гражданская ответственность за незаконное использование товарного знака. При этом Гражданский кодекс РФ различает два вида незаконного использования товарных знаков. Во-первых, это использование чужого товарного знака для реализации своих товаров. Во-вторых – использование зарегистрированного товарного знака, сходного с чужим до степени смешения.

При нарушении режима использования товарного знака у правообладателя имеется три основных средства судебной защиты своих прав:

удаление незаконно используемых товарных знаков с товаров (упаковки, этикеток);

изъятие таких товаров из гражданского оборота за счет нарушителя в случае реализации контрафактной продукции (если только такие товары не должны поступить на рынок «в общественных интересах» (например, товары первой необходимости);

возмещение причиненных убытков, которое может быть заменено по выбору правообладателя на предусмотренную законом компенсацию: в размере от 10 тыс. до 50 тыс. руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак; либо в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака…»

<…>



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль