Автомобиль 2010 года выпуска, стоял с 12 года

76

Вопрос

Автомобиль 2010 года выпуска, стоял с 12 года. Мы делали очередное ТО при пробеге 15 тыс в марте 12 года, никаких замечаний не было. Потом он стоял, так как мы не могли найти водителя, пробег на момент продажи 17500 км. Покупатель (Юр.лицо) купил автомобиль б/у, оплатил 70% от стоимости. Теперь он настаивает, чтобы мы привели автомобиль в идеальное техническое состояние, стоимость работ по его оценке 1/4 от стоимости автомобиля, но мы же не автосалон, обязанности предпродажной подготовки у нас нет?. Осложняется все это еще тем, что автомобиль уже находится в Южно-Сахалинске. Доставка 180 тыс. При покупке подписан акт, место передачи и перехода права собственности - Москва, доставку проводили они сами. 30% не оплачивают. Вопрос простой, каковы наши шансы в суде?».

Ответ

: Вопрос ответственности сторон в данном случае отчасти устанавливается договором купли-продажи, в частности об условиях качества товара (б/у). Если покупатель знал о том, что покупаемый автомобиль является бывшим в употреблении с определенной степенью износа, подписал акт приема-передачи без замечаний, суд может отказать покупателю в требовании, обязать продавца безвозмездно устранить выявленные недостатки авто. Продавец вправе ссылаться на то, что возникшие недостатки могли образоваться при доставке транспорта из г.Москвы в г.Южно-Сахалинск. Причину и характер образования недостатков, а также насколько выявленные недостатки товара являются существенными и препятствуют эксплуатации автомобиля, может установить судебная экспертиза.

 

Товар, который продавец обязан передать покупателю, должен обладать определенными качественными характеристиками. В частности, товар должен (п. 1 ст. 470 ГК РФ):

соответствовать установленным требованиям в момент передачи покупателю (если иной момент не предусмотрен договором)

и быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются, в пределах разумного срока.

Требования к качеству могут быть установлены:

в законе или в установленном им порядке — обязательные требования к качеству (п. 4 ст. 469 ГК РФ);

в договоре купли-продажи — при отсутствии обязательных требований или если стороны устанавливают повышенные требования к качеству по сравнению с обязательными (п. 1 и абз. 2 п. 4 ст. 469 ГК РФ);

на основании целей, для которых товар такого рода обычно используется, — при отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара (п. 2 ст. 469 ГК РФ);

на основании целей приобретения товара, о которых продавец был поставлен покупателем в известность при заключении договора (абз. 2 п. 2 ст. 469 ГК РФ);

Даже если требования к качеству установлены сторонами, то покупатель должен будет представить доказательства, что товар действительно им не соответствует (ст. 65 АПК РФ).

Часто встречаются ситуации, когда покупатель представляет в обоснование своей позиции «сомнительные» документы:

заключения экспертизы, проведенной без участия покупателя (см., например, постановление ФАС ПО от 20 января 2010 г. № А55-5822/2009) или с нарушением требований ГОСТа и ТУ (см., например, постановление ФАС ДО от 4 мая 2010 г. № А24-3806/2008);

акты приемки товара, которые не содержат замечаний к товару ;

Об этом непременно нужно заявить в суде, и есть все шансы, что указанные «доказательства» не выдержат оценки (ст. 71 АПК РФ). В результате наличие недостатков товара доказать будет крайне сложно.

Если покупатель докажет, что товар имеет недостатки, продавцу нужно проверить, имеет ли покупатель право предъявлять ему свои требования. Действующее законодательство лишает покупателя такого права, если:

продавец предупредил покупателя о недостатках товара (п. 1 ст. 475 ГК РФ). Однако нужно иметь письменные доказательства этого: недостатки, на которые ссылается покупатель, должны быть отражены либо в договоре, либо в преддоговорной переписке сторон. Часто подобная ситуация возникает, когда товар прежде уже был в эксплуатации;

недостатки товара явились следствием нарушения правил перевозки груза, за которые отвечает перевозчик (абз. 2 п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18).

Продавец будет отвечать за недостатки товара, только если покупатель докажет, что недостатки товара возникли:

до его передачи покупателю;

либо по причинам, возникшим до этого.

Бремя доказывания времени и причин возникновения недостатков опять же лежит на покупателе. Это правило установлено пунктом 1 статьи 476 Гражданского кодекса РФ. При этом продавцу нужно приложить максимум усилий, чтобы опровергнуть представленные покупателем доказательства. В частности, можно прибегнуть к помощи судебной экспертизы.

Если покупатель отказывается производить оставшуюся 30% оплаты товара, на помощь покупателю придет пункт 3 статьи 486 Гражданского кодекса РФ, который дает право потребовать оплаты товара и уплаты процентов по статье 395 Гражданского кодекса РФ. При этом в суде нужно будет представить доказательства того, что товар действительно был передан покупателю (акт приема-передачи, переписку сторон).

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Как взыскать с покупателя задолженность по оплате товара;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

 

Как возразить на претензии покупателя о недостатках переданного товара

"Если доказать отсутствие недостатков и опровергнуть доводы покупателя не получается, то стоит обратить внимание на сами требования покупателя. В зависимости от того, чего именно требует покупатель, поставщику имеет смысл проверить разные обстоятельства.

1. Уменьшение покупной цены. В данном случае имеет смысл оспорить размер уменьшенной цены. Если покупатель не представит доказательств, которые бы подтверждали обоснованность заявленного размера, суд откажет в иске (см., например,постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 июня 2009 г. по делу № А56-32506/2008 (определением ВАС РФ от 29 сентября 2009 г. № ВАС-12311/09 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).*

2. Замена товаров ненадлежащего качества. В первую очередь нужно проверить, имеет ли покупатель право заявлять такое требование, так как для этого нужно, чтобы:

  • товары были поставлены с существенным нарушением требований к качеству (п. 1 ст. 518 и п. 2 ст. 475 ГК РФ);
  • потребители вернули некачественный товар покупателю, который осуществляет продажу поставленных ему товаров в розницу. Причем покупатель должен предъявить требование о замене товара в разумный срок (п. 2 ст. 518 ГК РФ).

По условиям договора покупатель вообще может быть лишен права требовать замены товара, так как приведенные выше нормы являются диспозитивными (т. е. при заключении договора в нем можно установить другие правила на этот счет).

Еще одно важное условие — поставщик должен обладать возможностью заменить товар ненадлежащего качества. Если таковой нет (например, нет в наличии необходимого товара), то суд откажет в удовлетворении иска (см., например, постановление ФАС Московского округа от 8 ноября 2006 г. № КГ-А40/10243-06 по делу № А40-7990/06-65-82, определением ВАС РФ от 8 февраля 2007 г. № 567/07 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

См. также Что необходимо проверить поставщику, чтобы избежать отказа покупателя от принятия товара по договору поставки.

3. Возмещение всех необходимых и разумных расходов на приобретение непоставленных товаров у других лиц (п. 1 ст. 520 ГК РФ). Поставщик на указанное требование может предъявить одно или несколько из следующих возражений:

  • отсутствуют существенные нарушения требований к качеству (п. 1 ст. 518 и п. 2 ст. 475 ГК РФ);
  • перед предъявлением этого требования покупатель не просил поставщика заменить недоброкачественные товары в установленный срок (п. 1 ст. 520 ГК РФ);
  • отсутствуют доказательства того, что расходы были на самом деле необходимыми и разумными (п. 1 ст. 520 ГК РФ).

4. Отказ от договора. Покупатель может отказаться от договора в случае поставки товаров:

  • с существенными нарушениями требований к качеству (п. 2 ст. 475 ГК РФ);
  • либо ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (п. 2 ст. 523 ГК РФ).

О том, как помешать покупателю отказаться от исполнения договора, см. Как помешать покупателю досрочно расторгнуть договор поставки".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.