Как правильно получить согласие гражданина на использование изображений

2833
Если компании требуется использовать для каких-либо целей изображения граждан, необходимо получить их согласие. Возникает вопрос. как согласие на обнародование и использование изображения гражданина должно быть оформлено и что должно содержать.

Согласие на использование изображений

В постановлении пленума № 25 от 23 июня 2015 г. были рассмотрены и вопросы об использовании иображений граждан. Как разъяснил Верховный суд, согласие гражданина на обнародование и дальнейшее использование его изображения представляет собой сделку, поэтому подчиняется общим правилам о форме сделки. Согласие может быть дано письменно, устно или путем совершения конклюдентных действий, если иное не установлено законом.

Иное предусмотрено законом, похоже, только в одном случае, и именно этот случай фигурирует в качестве примера в постановлении № 25. Это исключение не имеет отношения к деятельности коммерческих организаций, а касается использования изображения гражданина в агитационных материалах кандидатов на выборах (п. 9 ст. 48 Федерального закона от  12.06.02 №  67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» требует письменного согласия). Конкретные способы лучше продумывать с учетом обстоятельств — трудно дать общие рекомендации. Но как вариант — предупреждение о фотосъемке можно разместить в тексте приглашений на мероприятие, установить в табличках на самом мероприятии и т. д.

При этом обязанность доказать правомерность обнародования и использования изображения гражданина (то есть, по сути, доказать факт наличия согласия) возложена на ответчика (п. 46–48 постановления пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25).

Верховный суд указал, что согласие гражданина может содержать ряд условий, определяющих порядок и пределы обнародования и использования его изображения (например, о сроке, на который оно дается, а также способе использования изображения).

Формы согласия на использование изображений

Разумеется, если согласие испрашивается в письменной форме, то включить в него все нюансы предстоящего использования и, тем самым, в дальнейшем обезопасить компанию от лишних споров не составит труда. Но как быть, если согласие дается устно или путем конклюдентных действий? В таких случаях согласие охватывает использование изображения в таком объеме и в тех целях, которые явствуют из обстановки, в которой было дано согласие (п. 47 постановления № 25). С учетом того, что этот критерий довольно абстрактен, и в случае спора его оценка сведется к внутреннему усмотрению суда, представляется, что в процессе организации эвент-мероприятий, предполагающих дальнейшее использование фотографий гостей, во избежание споров лучше продумать возможные способы предупреждения участников мероприятия о предстоящем использовании фотографий с их изображением и о возможных способах использования. Тогда позирование для фотосъемки можно будет расценить в качестве согласия, данного в конклюдентной форме. Причем этот способ предупреждения должен быть доказуем в суде. 

Хотя Верховный суд говорит не об обязанности, а о праве конкретизировать способы и сроки обнародования и использования изображения гражданина, в действительности конкретизация этих условий будет в интересах компании, которая планирует использование изображения. Иначе в дальнейшем возможен спор из-за того, что, по мнению гражданина, компания вышла за рамки использования, на которое он согласился.
Из практики. Компания использовала фото своей бывшей сотрудницы в рекламных листовках, которые были размещены в общественном транспорте, а также в рекламных объявлениях на нескольких сайтах. Бывшая сотрудница обратилась в суд, требуя компенсацию морального вреда, изъятия и уничтожения листовок, а также запрета на использование ее изображения в любой иной форме. Компания иск не признала, сославшись на то, что истица во время работы выразила абстрактное согласие на использование ее изображения. По мнению представителей компании, это означало, что истице были безразличны конкретные цели использования ее изображения. Истица, в свою очередь, утверждала, что ее фотографировали для размещения на доске почета. Примечательно, что письменного согласия в этом деле не было — обе стороны ссылались на показания свидетелей. В результате иск был удовлетворен. По мнению суда, если согласие на использование изображения было дано лицом в абстрактной форме, то следует исходить из того, что таким согласием охватывается использование изображения в том объеме и в тех целях, которые соответствовали фактической ситуации. Суд счел доказанным, что согласие истицы распространялось на размещение ее изображения на территории работодателя, следовательно, используя изображение в иных публичных местах, бывший работодатель вышел за рамки этого согласия (апелляционное определение Свердловского областного суда от  16.05.14 по делу № 33–6264/2014).

Когда используются изображения граждан

Нужно получить согласие изображенных граждан в случае, если:

  • компания размещает на своем сайте фото ключевых сотрудников, чтобы клиенты знали их в лицо;
  • компания в ходе стимулирующих мероприятий раздает призы, фотографирует их получателей, просит дать комментарий и публикует фото на сайте;
  • компания, оказывающая медицинские или косметологические услуги населению, размещает фотографии своих клиентов из серии «до и после».

Не обязательно получать согласие изображенных граждан, когда:

  • компания размещает фотографии своих социальных, благотворительных, корпоративных мероприятий и в кадр попадает много людей (поскольку фотосъемка ведется на публичном мероприятии и изображение конкретных граждан не является центральным объектом использования);
  • компания использует изображение публичной персоны, которая дает отзыв о компании, при этом между сторонами заключается возмездный договор на участие в рекламе (гражданин позирует за плату и уже выразил согласие на публикацию путем подписания договора);
  • используются рекламные фотографии и модели участвовали в фотосъемке за плату (в том числе легально приобретены права на использование готовой фотографии, при создании которой модели снимались за плату).

Читайте об этом

Читайте также



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль